ГДЕ они произошли? В далеком, диком суровом уголке Сибири.
Районом деятельности «Лензото» являлась, главным образом, Витимская золотоносная система, составляющая часть Олекминского горного округа Якутской области. Прииски Витимской золотоносной системы расположены по системе рек, впадающих в Витим: 1) по p.p. Никитами, Догалдын и Бодайбо, с притоками Верхний и Нижний Аконак; 2) по p.p. Тохтыге и Энгажимо, в 320 верстах вверх по течению от впадения Витима в Лену. Большинство приисков «Лензото» расположено в районе речки Бодайбо (правый приток р. Витима). Ближайшая станция жел. дор. - Иркутск отдалена от г. Бодайбо расстоянием в 1734 версты. Природа края суровая и неприветливая. На вершинах и в расселинах гор (гольцов) до конца июня держится снег. Зима чрезвычайно сурова: 40 - 50° мороза не редкость. Ни о каком земледелии в районе приисков не может быть и речи. Зачастую встречается вечная мерзлота почвы (см. рельефную карту). В этой обстановке природа ревниво оберегает от всепроникающей силы человека огромные запасы золота. Там свило свое гнездо «Лензото».
Что такое «Лензото»?
Ленское паевое золотопромышленное товарищество, предшественник «Лензото» было основано в 1861 году, в год освобождения крестьян. В 1882 году часть паев Ленского паевого товарищества переходит в руки барона Гинзбурга и торгового дома Майер и К0, образовавших «Ленское золотопромышленное товарищество» (сокращенно «Лензото»). И с этого времени начинается рост этого властелина тайги.
В течение 9 - 10 лет «Лензото» устраняет в Витимском районе всех конкурентов, в его руках сосредоточивается 423 прииска с 38.642 десятинами земли. Из них 369 приисков с 32.368 десятинами - собственность «Лензото» и только 54 прииска с 6.274 десятинами арендовано им у Государственного банка.
Выполняя план захвата округа, «Лензото» терпит в течение нескольких лет большие убытки, которые, в конце концов, могли бы привести все дело к краху. Но при поддержке Государственного банка, к 1904 году дела его поправляются.
В 1909 - 10 г.г. доход составил 6.812.925, что составило по сравнению с 1904 г. повышение в 80 раз.
В 1911 году «Лензото» сосредоточивает в своих руках все местное «земское» хозяйство. Оно содержало, платило, давало средства и - «властвующий экономически, властвует политически» - диктовало всему и всем свою «верховную» волю. «Лензото» оказывало пособие «казне»: 1) на содержание горно - полицейской стражи, доставляя последней помещение с отоплением и освещением и выдавая чинам стражи пищевое и конным чинам фуражное довольствие (это войска «Лензото»); 2) на содержание мест заключения (своя тюрьма); 3) на содержание квартир чинов тюремного управления (свои тюремщики); 4) на добавочное содержание 2 - х мировых судей (свой «беспристрастный» суд); 5) на содержание квартир: двух окружных горных инженеров Витимского и Олекминского округов, двух мировых судей, двух горных исправников (свои высшие власти); 6) на содержание правительственного почтового сообщения с Витимом и г. Бодайбо; 7) на квартирное довольствие чинам почтово - телеграфного ведомства (своя почта); 8) ассигновывало суммы на: содержание и пересылку арестантов, разъезды должностных лиц, ремонт приискового тракта, содержание Бодайбинской больницы, содержание больницу и приютов на Верном, вознаграждение священникам Бодайбинской и Матинской церквей.
Полиция, суд, тюрьма, церковь, почта - все оказалось в руках «Лензото».
Родиться, жениться, лечиться, умереть, быть похороненным, попасть в тюрьму, быть обысканным, побитым, осужденным можно было только через «Лензото», только при его посредстве.
Оно с полным правом могло сказать вступающему на почву Витимского района: «жизнь и смерть твоя в моих руках».
Даже Иркутский губернатор, Бантыш, писал во время стачки: «Надо видеть на месте, своими глазами убедиться в специфических условиях жизни данного района, принять во внимание все совершенно исключительные условия, надо думать, - нигде больше в мире нет существующих законов (курсив мой, В. П.), чтобы понять, что такое «Лензото» и его власть в районе.
А этот человек видал виды, он пишет о себе: «За девятилетнюю службу предводителя дворянства в Донецком бассейне я имел возможность ознакомиться с рабочим вопросом и видел близко не одну забастовку» в 1905 - 1906 г.г.».
С таким врагом столкнулись наши товарищи в марте - апреле 1912 году.
Что же представляла из себя та сила, которая встала на защиту своих прав?
Срок договора со дня выхода на работу истекал для каждого рабочего 10 - го сентября. Напомним, что этот срок совпадает с осенней распутицей, прекращением пароходного движения по Витиму и Лене и перерывом до санного пути всякого сообщения.
Срок найма - 1 - е сентября (§ 1) договора).
В течение этого срока рабочий обязуется исполнять «всякого рода горные, цеховые и домашние работы на приисках и резиденциях «Ленского товарищества»... ни в каком случае не позволяя себе отказываться от порученной работы»... (§ 2).
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.