Небольшая фотография Володи Ульянова в гимназической курточке, датированная 1887 годом, и еще два фото, где он снят мальчиком в кругу своей семьи, - вот все, что сохранилось в фотодокументах от симбирского периода жизни Ильича. Воссоздать по этим скупым данным образ Ульянова - юноши, показать его в жизни, в действии, со всеми характерными для него чертами - задача нелегкая для художника, даже если он многие годы творческого труда отдал ленинскому портрету.
По фотографии, запечатлевшей только одно мгновение, надо суметь увидеть и понять манеру юноши держаться, говорить, двигаться, угадать, каким он мог быть в тех или иных обстоятельствах, представить себе, как он должен был реагировать на различные события. Ни на шаг не отступая от документа, надо создать живой художественный образ. Работа связана с чувством мучительной неудовлетворенности: так ли это было? Узнают ли зрители знакомые и близкие каждому из них черты?
Все эти вопросы встают перед художником Николаем Николаевичем Жуковым, готовящим сейчас иллюстрации к книге Н. Нечволодовой и Л. Резниченко «Юность Ленина», которая будет издана «Молодой гвардией».
Новые иллюстрации не случайный этап в творчестве художника. Пятнадцать лет тому назад начал он свою серию рисунков о Ленине и с тех пор постоянно возвращается к ней, обогащая ее новыми портретными и композиционными листами. Многие из них знакомы читателям «Смены» - например, замечательные по своей выразительности рисунки «Ленин в Разливе», «Выступление Ленина», «Аппассионата», «Ленин, читающий «Правду». Знаком, вероятно, и тонкий, одухотворенный рисунок «Ленин в гимназические годы», созданный Жуковым во время войны.
Сейчас художник намерен более полно разработать тему юности Ленина, кстати сказать, пока еще мало затронутую в нашем изобразительном искусстве. Жуков стремится раскрыть в рисунках образ формирующегося революционера, мыслителя, вождя пролетарских масс и в то же время заботливого сына и брата, преданного друга, хорошего товарища. Вспоминая работы художника, видишь, как последовательно и настойчиво стремился он показать Ленина как самого «человечного человека», который не только «к врагу вставал железа тверже», но и «к товарищу милел людскою лаской». И потому образ Ленина у Жукова всегда подкупающе близок, прост и понятен.
Для иллюстрации новой книги художник выбрал такие сюжеты, которые позволяли бы раскрыть всю многогранность образа молодого Ленина. Владимир Ульянов - агитатор, увлекающий всех за собой, и юноша, мечтательно слушающий музыку: ученик гимназии, серьезный и собранный, помогающий взрослому человеку готовиться к экзаменам; мальчик, выпускающий птицу из клетки на волю, и молодой революционер, возмужавший после трагической гибели старшего брата.
Рисунок «Возвращение с птицами» предназначен для открытия книги. Сюжет его прост и в то же время полон большого смысла. Володя - ученик 4 - го класса гимназии - возвращается с товарищами с птичьего рынка. Куплены птицы - предмет давних ребячьих мечтаний. Но случайная встреча на дороге вдруг все изменила, заставила детей другими глазами взглянуть на мир, на только что сделанную покупку: навстречу шли люди под конвоем, люди, закованные в кандалы. Тягостный контраст: группа арестантов и радостный солнечный день - заставил мальчиков тут же выпустить птиц на волю.
Глубоким смыслом проникнут рисунок «Оттачивает карандаш». Володя оттачивает не просто карандаш, а то оружие, с помощью которого он впоследствии призывал к сплочению трудящихся, боролся с врагами революции. Решение этого рисунка очень характерно для Жукова. Из всех возможных сюжетов он берет самый простой, но всегда обогащает его вторым смыслом. Рисунок благодаря этому приобретает в какой - то степени аллегоричность, а образ - особую силу и значительность.
Три публикуемых в «Смене» рисунка относятся к разным годам жизни Володи Ульянова. В основу одного из них легли воспоминания о том, как шестнадцатилетний Володя готовил к экзаменам чувашина Охотникова, плохо знавшего русский язык.
На втором рисунке художник изобразил Володю в момент, когда он слушает игру матери на рояле. Юноша, видно, давно уже стоит так, прислонившись к двери, из - за которой слышится музыка. Лицо его чутко насторожено, в одежде мягкая небрежность, форменная курточка свободно распахнута. Эти простые детали создают настроение душевной открытости, мечтательности, вызванное музыкой.
Иллюстрация «На сходку» относится к студенческим годам Владимира Ульянова - одного из организаторов революционной сходки в Казанском университете.
Рисунок, завершающий книгу, будет посвящен свиданию Володи Ульянова с матерью после его ареста. Пока еще рисунок не закончен, но, по мысли художника, этот сюжет должен дать представление о вступлении молодого Ленина на путь последовательной революционной борьбы.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.