В списке лечебных учреждений столицы такая не значится. И все же здесь много общего с больницей. На ВАРЗе – Втором московском авторемонтном заводе–лечат автомобили.
Еле живые машины сначала умерщвляются – разбираются до винтика. «Клиническая смерть» автомашины длится в среднем около 30 часов – столько времени нужно, чтобы из сборочного цеха вышла новенькая «Волга» или «Победа». Машины, отремонтированные на заводе, мало чем отличаются от новых.
На главном конвейере настоящего автозавода со всех сторон поступают на сборку готовые узлы. Здесь происходит обратное: кран тянет куда-то вверх отсоединенный кузов, развозятся в разные стороны передний и задний мосты, снимается двигатель.
А дальше – в разбрэковочном участке – определяется степень годности деталей. Одним отсюда путь на сварку, другим–в механический ремонт, третьим – прямо в комплектовочное отделение. На свалку идет лишь небольшая часть деталей. На заводе используют малейшую возможность восстановить их.
Разброковочный участок –это и конечный пункт разрушения и начало созидания. Сборка машины начинается с ее сердца – с мотора. Моторный участок здесь мало чем отличается от участка сборки двигателей на Горьковском автозаводе. А скоро между ними вообще не будет разницы.
Собранные моторы проходят испытание и обкатку на оригинальном стенде. Испытания мотора длятся два с половиной часа.
Главный инженер завода Александр Адольфович Коль рассказывает:
– Система так называемого обезличенного ремонта полностью себя оправдала. Цикл нашего предприятия в миниатюре напоминает работу Горьковского автозавода, Но почти вся технологическая оснастка, штампы и нестандартное оборудование спроектированы и изготовлены на нашем предприятии. Система ремонта с преимущественным восстановлением изношенных деталей, а не заменой их новыми дает ощутимую экономическую выгоду. Если на каждую автомашину, отремонтированную в 1961 году, ставили бы исключительно новые детали, то ее ремонт обходился бы в 757 рублей. А массовый ремонт деталей позволил снизить эту сумм/ до 1 1 2 рублей.
...Мы в заводском дворе, около машин. Одна из них. помятая и безжизненная, только что привезена на ВАРЗ, другая, свежевыкрашенная, сама выезжает из цеха. Ремонт становится отраслью производства, у которого есть и свои законы, и своя технология, и свое оборудование.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.