Лазоревый отблеск былого

Алексей Николаев| опубликовано в номере №1175, май 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

Под обломками камина художница Слепушкина нашла Обгорелый клочок расписного китайского шелка. Старинной тканью, секрет которой считался утерянным, обтянуты были до войны стены гостиной. Остались фотографии, ничего, кроме фотографий – Прошли годы, прежде чем на московском комбинате «Красная роза» сумели получить образец древнейшего материала. Прошли еще годы, прежде чем художнице удалось разгадать секрет старинных невыцветающих красок. И еще понадобились годы, чтобы воссоздать на шелке всю многофигурную композицию росписи с не повторяющимися нигде сюжетами. Только теперь мы можем оценить неподражаемого мастера интерьера XVIII века Камерона во всей первозданной красоте его творения.

Но прежде, пользуясь документами и воспоминаниями современников, стоит совершить небольшой экскурс в историю, чтобы представить себе почтительного, но умного и ироничного архитектора в напудренном парике по моде восемнадцатого века, а рядом царственную его заказчицу с одутловатым лицом и гусиными лапками у глаз, слывшую тонкой ценительницей изящных искусств.

Скуповатая, но любившая широкие жесты Екатерина II для личных своих покоев предоставила Камерону все, чем воображение поразить можно: яшмы Южного Урала и лазурит с байкальских берегов, горный хрусталь и мраморы всех цветов, которые дала земле природа... Ну что ж, роскошь так роскошь. Рука и глаз мастера сделают и это со вкусом отменным. Нижние части стен гостиной облицовываются лазуритом нежного синего цвета, но таким мягким по тону, чтобы он гармонировал с шелковой тканью. В роскошный паркет из двенадцати пород заморских деревьев, паркет, равный которому вряд ли где-нибудь сыщется, врезается еще перламутровый орнамент и также перламутром инкрустируются полотнища дверей, чтобы «видом согласны полу были»... «Ну вот, потешили тщеславие, матушка императрица российская. Красиво, роскошно, только все это не мое, моя песня – другая».

Спел ее Камерон в небольшом зале, что зовется «Зеленой столовой». Не понадобились мастеру ни яшмы, ни агаты, ни горный хрусталь с перламутром. Это – творение из ничего: тонкая бледно-зеленая окраска стен, тихий изысканный орнамент, низкий рельеф фигур в античных одеяниях – и бездна вкуса, как отголосок знаменитой его галереи.

Не так ли приходит к нам прошлая наша культура, очищенная от мишуры балов и парадов, в полном своем и чистом жемчужном блеске?..

По-прежнему светит сквозь зеленую листву вековых парков лазоревый фасад, прописанный тонким золотом ажурных решеток, по-прежнему говорят с нами и поражают воображение русские зодчие, и по-прежнему идут и идут люди на свидание с искусством...

Но здесь да позволит читатель поставить точку, потому что нескончаем путь по дворцу-музею и неотразимы впечатления. Нельзя только забыть о том, что всего этого для нашего поколения уже не существовало. Как же сильно и беззаветно нужно любить отечественную культуру, чтобы сделать невозможное – возродить из небытия одну из самых ярких ее жемчужин!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены