- Нахал, - грубо вскричал тот.
- Простите, - ответил молодой человек, - но позвольте вам сказать, что от того же слышу.
Это был студент Ш.
Примеров напускной вежливости можно встретить очень много. Вас, например, могут вежливо спросить:
- Скажите, пожалуйста, вы где сходите?
И когда вы ответите там-то и там-то, то вас грубо оттолкнут в сторону и еще обзовут невежей.
В столовой также можно обнаружить любопытные сцены вежливости. Официантка, улыбаясь, приносит вам обед. И тут же опускает в суп пальцы.
П. Герцен, Москва, Алексеевский студгород
Разрешите, тов. Диковский, процитировать то, что вы отвергаете.
«Мы трубы в трамваях, фамильярны в общежитии, неловки в столовой и театре; мы чувствуем облегчение, когда разрешается сидеть в помещении, не снимая шубы и шапки; мы не умеем еще извиняться, завязывать галстуки» и т. д.
И так все понятие о культуре вы, тов. Диковский, сознательно свели к «культурному держанию вилки».
Товарищ Диковский показал урода культуры в сером галстуке, оттесняющего девушку в грязь.
Действительно, дело не в вилке. Но зачем такой неправильный прием показа своей правоты? Покажите работу у станка. Чистый станок - признак культурной работы. В предыдущем номере «Смены» (№ 3) в очерке Евг. Кригера «Чудо на мясокомбинате» тоже поставлен вопрос о культуре. Читать этот очерк волнующе приятно.
Покопайтесь у человека в инструментальном ящике, проследите, купил ли молодой человек трамвайный билет (до напоминания кондуктора), не выдирает ли он из технических учебников страниц, не плюет ли на пол. Это, товарищи, элементарнейшие признаки культуры.
Со мной случился «конфуз». Недавно мы прорабатывали доклад товарища Сталина на XVII партсъезде (во времена «удочек»). Я сидел у самой стены и курил. Возле меня сидела тов. Ш., дым шел на нее. Когда я заметил, что скоро «выкурю» товарища, я извинился и отвернулся. Выкурил. Потушил окурок и бросил на пол.
- Как вам не стыдно! - сказала тов. Ш. - Пол такой чистенький, а вы окурки бросаете! Кроме того, вы извинились и сели ко мне спиной. А я думала, что вы культурный человек.
Попробуйте поспорить, тов. Диковский!
X. Г. Майлис
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.