Куклы Шавердяна

Ю Кириллова| опубликовано в номере №957, апрель 1967
  • В закладки
  • Вставить в блог

Гордые красавицы с кувшинами на головах и девушки с бубнами, пастухи, играющие на свирели, и целые танцевальные ансамбли - кажется, глиняные фигурки этих пляшущих человечков лишь на мгновение застыли перед нашим взором, чтобы поразить тонкостью красок и изяществом форм. Что - то знакомое и в то же время необычное чудится в слегка шаржированных скульптурных группах. Пожалуй, они напоминают выцветшие древние фрески, а может быть, старинные армянские миниатюры. Вы словно вступаете в мир далекого детства, и старые бабушкины сказки оживают на глазах в этих вереницах неулыбчивых «джаным», шествующих к нам из прошлого степенно и горделиво. Ну, конечно же! Вот полузабытый ныне народный танец сасунцев «шатах», а вот знаменитый раньше по всем южным базарам «кинто» - продавец рыбы, задиристый шутник и весельчак, излюбленный фольклорный персонаж. Но пора уже, кажется, сказать, что родина этих трогательно нежных и одновременно уморительных фигурок - Ереван, а точнее - мастерская Рубена Шавердяна. Живой и подвижный, подобно истинному «папе Карло», художник рассказывает о своих творческих поисках:

- Я прошел довольно большой путь в области декоративного искусства, выступал как графин, немало времени отдал и миниатюре, прежде чем начал заниматься керамикой. А раз попробовав - это случилось около десяти лет тому назад, - уже не мог бросить и до сих пор так же увлечен новым видом творчества, как в первые дни знакомства с ним. Сначала я делал по народным мотивам блюда, тарелки - вот, видите, это на сюжет из Саят - Новы, а это смеющаяся и плачущая птица Сирин; лепил фигурки в старинных национальных одеждах, всевозможные предметы утвари, например, атаманы - сосуды для хранения соли. Хотелось создать произведение, связанное с народными традициями в искусстве, и в то же время современное. Получалось плохо. Не помогали ни майолика, ни яркая эмаль. Армения слывет чрезвычайно щедрой на краски страной цветовых контрастов. Но яркость хороша в живописи и, как правило, отвлекает внимание от самой скульптуры. Однажды я попробовал использовать цветные безглазурные глины - ангобы, сделав барельеф с примитивными фигурами «Проба вина». Оказалось, что ангобы блеклых, как бы выцветших, приглушенных тонов придают неожиданную мягкость и колорит старины скульптуре. Это была находка. Мои «куклы» буквально заговорили, да и работать сразу стало легко и весело. Будто сами собой появлялись перед глазами знакомые образы, сбежав со страниц сказок и из древнейших легенд сюда, в мастерскую, прямо в руки. Так родились эти серии керамических кукол. Работы художника Шавердяна не раз побывали на всесоюзных выставках, они экспонировались в Праге, были награждены почетным дипломом в Вене, а теперь они входят в наш быт, к нам домой, напоминая о поездках по гостеприимной и прекрасной Армении. Но, конечно же, художник до сих пор остается неудовлетворенным. Чуть ли не каждый день он бывает на комбинате, где изготовляются эти оригинальные сувениры, спорит с мастерами, добивается, чтобы каждая копия выглядела не хуже авторского оригинала. И вполне естественно, что Рубен Шавердян полон интересных замыслов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены