Из посты "Смены"
Мне хочется рассказать об истории, которая произошла с Леной П. Я увидел её впервые весной 1950 года. Она пришла в комитет ВЛКСМ завода и, расстегнув кармашек тёмной гимнастёрки, подпоясанной широким ремнём, на пряжке которого сверкали буквы ФЗО, подала секретарю комитета прикрепительный талон.
- Какое вам дать поручение? - опросил секретарь комитета, рассматривая её новенький комсомольский билет.
- Любое... какое потруднее, - не задумываясь, ответила Лена и задорно вскинула голову.
«Наверное, заносчивая», - подумал я тогда. Но это было первое и неправильное представление о Лене.
Через месяц я снова увидел её. Мне рассказали, что Лена прекрасно справлялась с порученной работой. В цехе, где она была агитатором, в обеденный перерыв, а часто и после работы можно было видеть её с газетой в руках, а вокруг неё не только комсомольцев и молодёжь, но и пожилых рабочих. Слушали её с большим вниманием.
«Наша Лена» - так стали её называть в цехе. На комсомольских собраниях она всегда выступала резко, не раз вызывая краску стыда у провинившихся. А после собрания, когда расходиться по домам ещё не хотелось, Лена тихим, но по - особенному приятным голосом заводила песню, и тут уж никто не мог оставаться безучастным. Весёлая молодёжная песня доносилась до цехов, и рабочие вечерней смены говорили: «Это наша Лена запевает!»
Как - то после одного комсомольского собрания мы разговорились с Леной. Беседа шла о только что закончившемся собрании, потом перешли к вопросам воспитания.
- Вот что я вам скажу, - начала Лена. - Я очень благодарна комсомолу. Он учил меня и воспитывал. Я ведь сирота, и комсомол для меня - отец и мать. Хочется работать так, чтобы... - Лена задумалась, по - видимому, подыскивая подходящее слово, и добавила: - Чтобы оправдать доверие своих товарищей, коллектива, моего родного комсомола... Я горжусь тем, что состою в комсомоле, я счастлива сознанием этого.
«Да, - думал я, - такие девушки - комсомолки, как Лена, твёрдо идут по пути, который они избрали. И ничто не может отклонить их от этого пути».
Но оказалось, что этот вывод о Лене П. был поспешным.
После памятного для меня разговора с Леной я её не видел целый год. А когда снова пришёл на завод, то оказалось, что Лена уже не работает здесь. Никто из комсомольцев ничего не мог рассказать об этой девушке.
- Снялась с учёта, - только и мог заявить секретарь заводского комитета. Больше он ничего не знал.
А через несколько дней я случайно встретился с Леной.
Ничто не изменилось в ней за год. Только на её платье я не увидел комсомольского значка. И одна, не свойственная ей раньше черта сразу бросилась мне в глаза. Лена, так любившая поговорить, помечтать, теперь предпочитала больше слушать и молчать.
- Ну, а как теперь живёшь? - после недолгой беседы спросил я.
- Хорошо... Вышла замуж и теперь не работаю. Ребёнок родился, вот такой. - Лена чуть развела руками, показывая, какой он маленький, и счастливо улыбнулась. - Хорошенький - хорошенький!
- А как с комсомолом?
- С комсомолом? - Лена поморщила лоб. - Теперь в комсомоле не числюсь. Уже скоро год, как механически выбыла.
- Как же так?! Ведь ты, Лена, в комсомоле нашла своё счастье, а теперь так легко отказываешься от него! - возмутился я.
- Теперь у меня другое счастье, тоже большое, - ребёнок. Мой ребёнок, понимаете?
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.