В первые дни сковывала вражда старых актеров, злыми глазами конвоировавших трамовскую робость.
- Приживальщики! Разъедали предрассудки:
- Что театр? Что актёр? Человек за бар - лом общества.
Это - сила традиции. Артист, по конфуцианскому моральному кодексу, как и цирюльник, - парий. Еще до резолюции 1911 года им отказывалось в праве держать государственный экзамен и только через три поколения их потомки зачислялись в гражданство!
- Ю - Лин... Чан - Ю...
Эти древние имена придворных шутов слышит нередко ВДОГОНКУ китайский актер.
Множество серьезных забот тревожило коллектив.
- Где найти революционную пьесу?
- Откуда взять режиссера?
- Кто займется гримом и костюмом? В тщетных поисках родится девиз:
- Трамовец должен уметь делать все в своем производстве.
Коллектив - режиссер. Коллектив портной. Коллектив - гример. Коллектив...
Театр работает в сущности как боевая агитбригада. В горячке кампаний, в репетициях стряпались маленькие пьески на производственные темы. Это - любительские спектакли. Но они проникали, доходили,. создавали успех, - действовали, как агитационный снаряд. И главное - цементировали классовое сознание китайского пролетария.
Сугубый символизм и условность классического театра давили молодых актеров. Они силились найти иные, реалистические приемы игры. И это им порой удавалось. И тогда зрела мечта о большом театре и больших вещах...
Мирон Кардин - русский режиссер - с увлечением погрузился в трамовские дела. Произошло это событие на пятом месяце жизни театра.
Он круто повернул руль.
- Напишем большую пьесу. Откликнулся Ван Сюкин. Его воображение было поглощено судьбой кантонской коммуны. Ему на сцене хотелось воплотить свою бесконечную нежность к строителям пролетарского государства в Кантоне. Он ведь тогда был красным партизаном...
Коллектив заботливо следил за его работой. Это ведь творческая проба для всех. Но это и единственный репертуарный фонд.
И пьесу с трогательным упорством мастерили общими силами.
«Кантонская коммуна», пьеса Ван Сюкина в восьми картинах, тщательно прорепетированная, поразила зрителя, который впервые увидел на сцене правду о горькой судьбе угнетенных, об их гордой борьбе за пролетарскую крепость миллионов китайского народа.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.