Очень красив подмосковный лес в раннее, раннее утро. Светят звёзды. В лесу серо от где - то вдали просыпающегося рассвета.
Мы идём лесной тропкой. На станции нам сказали, что до училища километра три, но, верно, больше. Поскрипывает снег под ногами, морозит. Но вот тропинка становится шире, разветвляется - и перед нами ворота и часовой.
Мы в Московском краснознамённом пехотном училище имени Верховного Совета РСФСР, училище, которое недавно отметило своё тридцатилетие и история которого неразрывно связана со всей историей Советской Армии.
Трубят подъём. С последними звуками меди, будто повисшими в воздухе, распахнулись двери казарм, и курсанты в одних рубашках высыпали на двор. Приятно, когда люди пышет здоровьем, когда в мороз не холодно, приятно пробежать по скрипучему снегу, сделать десяток энергичных движений, а затем до пояса окатиться холодной водой.
Но вот курсанты умылись и выстроились в физкультурном зале. Старшина роты Николай Рачинский «проверяет внешний вид». Привычный взгляд на сапоги. Они блестят, словно покрытые лаком.
... Старшина. Его глаз намётан. Одному курсанту замечание: задник левого сапога не блестит... «Выйти из строя». О чистке мундиров, пуговиц вам расскажут интереснейшие вещи. Тут есть специальные составы, щётки, приборы. Среди них есть такой: в него собирают все пуговицы мундира, чистят мелом, но на материи ни белого пятнышка, ни складки.
Мы не напрасно подробно рассказываем о таких, казалось бы, мелочах. Для будущего офицера, воспитателя солдат, свежий воротничок, блестящие пуговицы, сияющие сапоги и складка на брюках имеют, бесспорно, большое значение.
... Труба и барабан издавна считались солдатской музыкой. День курсантов разделён сигналами трубы и барабанным маршем. Вот и сейчас под рассыпчатую барабанную дробь твёрдо ступает нога. Из казарм в столовую по широкой дороге идут ротные колонны.
Кормят здесь сытно и вкусно. Гуляш с гречневой кашей, белый хлеб, масло, чай - на завтрак; борщ с мясом, тушёное мясо с гарниром, компот - на обед; отварной картофель, масло, чай - на ужин. Это меню одного дня.
Повар, молодой, краснощёкий, энтузиаст своей профессии, рассказывал:
- Ассортимент блюд многообразный (так и сказал). Имеются в меню: беф - строганов, ростбиф, котлеты по - полтавски. Кухня у нас русская, но с приправой многообразных специй.
... Несколько слов о распорядке дня. Каждая минута учтена. Шесть часов занятий в классах, три часа - для самостоятельной работы с учебником, с конспектом. Занимаются здесь с усердием. Двойка - чрезвычайное происшествие, тройка - редкость. Только специальных дисциплин в программе более десяти. Девятичасовой учебный день напряжён. Курсанты просыпаются в шесть утра, засыпают в одиннадцать вечера. Правда, днём, после обеда, у них полуторачасовой мёртвый час. Остаётся ещё время для спорта, чтения, музыки.
Пройдём в классы. В одном уже знакомый нам старшина Николай Рачинский ведёт занятие по огневой подготовке с младшим взводом. Для старшекурсника - выпускника это практика. Через месяца три - четыре лейтенант Рачинский будет так же спрашивать уже не курсантов, а своих солдат. Тема - влияние метеорологических условий на стрельбу: давление воздуха, температура, ветер. Решают задачи. Проверяют по таблицам.
- Курсант Николаев, к доске.
Всего несколько месяцев назад Валентин Николаев был обыкновенным, как здесь говорят, гражданским школьником. Окончил десятилетку, но не успел сдать экзамены на аттестат зрелости. Будет сдавать в училище. Сейчас он быстро решает сложную задачу. Определить прицел - самое главное при стрельбе. Ошибся в расчёте - не попал в цель. На войне это может стоить жизни. И Рачинский добивается, чтобы его ученики делали расчёты в уме, быстро, машинально. Он вызывает одного за другим и даёт задачи всё сложнее и сложнее.
Другой класс. Тема занятий переносит нас на две тысячи лет назад. Здесь фигурируют палица и праща, дротик и копьё из ясеня. На парной колеснице выезжает вождь. Блестят медью его щит и набедренники. Он бросается вперёд, за ним - войско. Тучей взвиваются в воздух дротики. Начался бой.
Это сержант Алексей Буланов рассказывает о вооружении и боевых порядках древнегреческой армии.
- А конница? - задаёт вопрос кто - то из курсантов.
- До Фемистокла её не было, - быстро парирует Буланов.
Мы побывали ещё в нескольких классах: в одном курсанты довольно бойко разговаривали по - английски, в другом решалась практическая задача переправы через водный рубеж. По условиям нужно было перебросить штурмовую группу на вражеской берег реки. Правильно решил эту задачу Павел Гранкин.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
К тридцатилетию Советской Армии
Военная переписка Ленина и Сталина