«Краснознаменный, гордись, комсомол!»

И Денисова| опубликовано в номере №988, июль 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

наши глаза

и руки,

помощь

ежедневная

в ежедневной работе.

Пристальное внимание уделял поэт вопросам, волнующим молодежь: в последнем пятилетии его творчества нет ни одного цикла стихов, где бы не разрабатывались насущные проблемы коммунистического воспитания. Живо откликаясь на комсомольские дискуссии, Маяковский в стихах и выступлениях постоянно стремится подытожить споры и диспуты в направлении тех задач, которые поставила партия.

Борьба против «пессимизма и ликвидаторского безверия», борьба с «проявлением чванства», с явлениями дилетантства, скептицизма, идеологических уклонов в сторону идеализма и вульгаризаторства находила глубокий поэтический отзвук в таких стихах Маяковского, как «Сердечная просьба», «Хочу воровать», «За что боролись», «Секрет молодости», «Стихи о Фоме». Отмечая опасность развития «мещанского индивидуализма» в среде рабочей молодежи «из естественной потребности улучшить свое материальное положение, квалификацию», партия считала тогда главнейшей в постановке всей работы комсомола «увязку личного и группового интереса с интересами целого класса; подчинение повседневной строительной работы общим революционным задачам пролетариата».

И многие стихи Маяковского стали своеобразным лирическим ответом поэта на вопросы, поставленные партией перед комсомолом, перед пропагандистами, перед писателями.

Большинство фельетонов и раздумий Маяковского, связанных с проблемой коммунистического воспитания молодежи, отличается тонким знанием психологии молодого человека. Отсюда — их большое агитационное воздействие и актуальность по сей день. Таковы «Нагрузка по макушку» и «Фабрика мертвых душ». В них Маяковский, пользуясь богатейшей сатирической палитрой, высмеивает тех рьяных деятелей, о которых специально пришлось принимать решение на XIV конференции ВКП(б), принять решительные меры против чрезмерной нагрузки и совместительства в работе отдельных товарищей. Недостаточный опыт, самонадеянность некоторых уездных комсомольских «вождей» породили опасность «отрыва комсомола от беспартийных» и «отрыва комсомольского актива от комсомольской массы». И вот уже смеется комсомолия над «мертвыми душами», возникшими в отчетах ретивых секретарей, а имя сверхактивнейшего комсомольца Пети Кукушкина из стихов Маяковского становится нарицательным, символизируя обидную нелепость легкомысленного делячества чиновников в комсомоле.

Откликнуться на поставленные партией задачи, создать стихи, являющиеся задушевными и агитационно-политическими одновременно, Маяковский смог потому, что его подход к событиям в стране был партийным, его понимание основных процессов и перспектив строительства новой жизни было историческим, а сердце поэта было взволновано горячим желанием помочь своим современникам.

Диапазон тем огромен: здесь пронзающие сердце тревожные стихи «Беспризорщина» (1926) и приветствие пятому Всемирному конгрессу КИМа, монологи, сердечно, терпеливо, с болью в душе, с горькими фактами в руках разъясняющие невиданную сложность «вопроса о быте» («В повестку дня»), и ритмически блистательное, изысканно-саркастическое «Бей белых и зеленых» (венчающее борьбу с алкоголизмом в комсомольской среде), здесь и радостное обращение «к двадцатилетнему люду» с уверенно брошенным афоризмом, остающимся и сегодня любимым: «Коммунизм — это молодость мира, и его возводить молодым». Вот комсомол организовывает сбор средств на постройку первой подводной лодки, а поэт, который напряженно работал над новой поэмой и только что закончил бессмертное вступление «Во весь голос», находит время и силы тепло поддержать молодежь стихами «Подводный комсомолец» (которые и опубликованы-то были уже после смерти поэта, 24 мая 1930 года).

Маяковский находит высокий нравственный смысл в разговоре с комсомольцами, и совершаемый им постоянный, повседневный поэтический

подвиг дает поэту Революции право на бесконечную нежность и на металл в голосе, когда он говорит с молодым своим современником, комсомольцем 20-х годов:

Нас

дело

должно

пронизать насквозь,

скуленье на мелочность

высмей.

Сейчас

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены