Король мячей

С Нариньяни| опубликовано в номере №332, август 1940
  • В закладки
  • Вставить в блог

Рассказ

Левый крайний был самым ненадежным игроком в нашей команде. Да, да, не удивляйтесь, именно он, Петр Протапов, феноменальный форвард «Напора», которого спортивные репортеры именовали не иначе, как «королем мячей», у себя в коллективе приносил одни только огорчения. Беда состояла в том, что король футбола, как это ни покажется странным, относился излишне спокойно к этой захватывающей, динамичной игре. Даже больше. Феноменальный форвард не любил футбола, а подчас просто ненавидел его.

Природа сыграла с Протаповым злую шутку. Щедро одарив молодого паренька всеми данными классного футболиста, она забыла вложить в грудь будущего короля горячее сердце футбольного бойца. Левый крайний «Напора» играл в полуторачасовом матче не больше двадцати минут, а остальное время он щипал, как говорил тренер Кузьма Макарыч, травку и думал о предметах, не имеющих никакого отношения к футболу. Правда, когда наступала пора этому двадцатиминутному просветлению и Петя Протапов брался за дело, любители футбола получали истинное наслаждение. За двадцать минут защитники противника выматывались так, как они не уставали в ином трехтаймо - вом кубковом матче.

Петр Протапов был игрокам разнообразнейшей техники, поэтому он легко обманывал и обходил своих сторожей. А когда левый крайний «Напора» шел с мячом на ворота, голкиперы попадали в весьма незавидное положение. Даже сам Камельков из «Гладиатора», вратарь совершенно исключительной реакции на мяч, не мог предугадать, когда и куда направит свой удар Протапов: влево, вправо, в верхний или в нижний угол ворот. А бить Петя мог, как никто: точно, сильно и главное - неожиданно. Другие форварды в его положении еще только перекладывали бы мяч с ноги на ногу, готовясь к удару, а Протапов прямо с хода, без задержки, шутовал по воротам. И делал он это чертовски ловко.

Ах, если бы левый крайний только захотел, наша команда была бы бессменным чемпионом страны. Но левому крайнему было, к сожалению, совершенно безразлично, на каком, собственно, месте таблицы находится сейчас «Напор».

На первом - хорошо, на втором - неплохо, на десятом - тоже терпимо.

Чувство футбольного азарта было совершенно чуждо Протапову. Король мячей не понимал тех людей, которые ведут точный учет выигранных и проигранных очков каждой команды, гадают о шансах этих команд на первенство, спорят, ссорятся в пылу футбольной горячки и делают десятки других, может быть, и непонятных, но столь приятных для сердца футбольного болельщика глупостей.

Самым обидным было то, что Петя Протапов никогда не относился к футболу серьезно. Футбол был для него игрой - и только. Еще в юношеские годы Петя внушил себе, что каждый комсомолец должен заниматься каким - нибудь видом спорта. Футбол дался ему легко, поэтому он записался в нашу команду и выступал вместе с ней на соревнованиях, к которым относился поразительно спокойно.

Порой ребятам хотелось досадить Протапову так, чтобы он взвыл от злости на поле. Но Протапов не злился. Он вообще считал лишним расстраиваться из - за футбола. Он не злился ни на своих, ни на чужих игроков. Если противник в борьбе за мяч давал Протапову «подножку» или применял другие недозволенные приемы, левый крайний «Напора» не отвечал ему тем же, как это делали многие другие. Король ждал удобного момента, подходил к провинившемуся и говорил:

- Вы, очевидно, по ошибке дали мне «подножку». Не кажется ли вам, что за это следовало бы извиниться?

Если противник извинялся, Петя радостно жал ему руку, если противник, не привыкший к такому вежливому обращению на поле, посылал излишне предупредительного короля к дьяволу, тот сильно расстраивался и думал: «А не стоит ли подойти к противнику вторично, чтобы яснее объяснить недостойность его поступков?»

Добродушие и предупредительность короля доводили тренера Кузьму Макарыча до бешенства. Порой спокойствие Протапова было просто необъяснимо. До конца матча остаются считанные минуты. Команда проигрывает. Ребята прилагают все силы, чтобы отыграться, а королю - хоть бы что. Он спокойный ходит по полю и «щиплет травку».

- А зачем, собственно, надрываться? - недоумевал он. - Сегодня проиграли мы, в следующий раз проиграют они. Вот мы и квиты.

Многим казалось, что Протапов попросту кокетничает и добродушием и своим, более чем прохладным отношением к футбольной игре, а в действительности он такой же ревностный болельщик, как и все мы. Увы, если бы это было так!

Нет, Петр Протапов сделался королем мячей, как видно, случайно. Феноменальный форвард чувствовал себя на месте не на футбольных поединках, не тогда, когда под рев и овации пятидесятитысячной толпы он шел с мячом на ворота противника. Протапов начинал жить как раз после матча, когда, возвратившись домой, он мог, наконец, запереться в темной и душной кладовке, превращенной им в фотолабораторию, и спокойно заняться проявлением очередной партии негативов. Именно здесь, в темном кутке, среди бутылок с проявителем и катушек с засвеченной пленкой, левый крайний «Напора» чувствовал себя настоящим королем. Здесь он царствовал, отдыхал и наслаждался. Гроза вратарей, мастер обводки и дриблинга, как недельный кутенок тыкался носом в свои недодержанные негативы и восторженно кричал куда - то в неизвестность:

- Прекрасный кадр, Протапыч! Скоро ты будешь снимать, как дядя Ваня.

Футбольный король мог часами сидеть в кладовке и размножать без конца и края свои паршивые недодержанные кадры. И, глядя на этот фотобрак, он буквально преображался. Все его здесь умиляло, и во всем он находил что - то интересное и поучительное. Недодержка - почему? Передержка - отчего? Он искал ответа на эти вопросы в учебниках по фотографии, на специальных лекциях. Он советовался с лучшими фоторепортерами. Но фотомастерство ему никак не давалось. Фотографировал Протапов совершенно бесталанно. Снимки его отличались удивительной безвкусицей. Было совершенно очевидно, что в фотографии Протапов при всем его усердии выше посредственности не подымится, что снимать, как дядя Ваня, он никогда не будет, что подлинное призвание его спорт и что именно этому призванию он должен посвятить всего себя.

Но левому крайнему «Напора» трудно было не думать о фотографии. В голове его беспрестанно кадрировались какие - то фотоснимки, определялась диспозиция, составлялась рецептура проявителей. Отделаться от всех этих мыслей он не мог, ибо они заполняли все его существование, а футбол, как ему казалось, был в его жизни чем - то случайным и несерьезным.

Наши успехи в первенстве, таким образом, во многом зависели от протаповского настроения. Вышел он на игру в хорошем расположении духа, - значит, держись, противник! Тут король покажет себя. Он пройдется по всей линии нападения и прощупает вратаря и с правого края, и с центра, и со своей коронной позиции. Он оттянет на себя двух - трех защитников и будет мучить их до тех пор, пока они не вымотаются и не откроют ему дороги к воротам.

Но если же только у Протапова нет настроения, - точка. Король превращался тогда в ягненка и начинал «щипать травку». Тут уже его ничем нельзя было пронять.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены