Коричневая чума

опубликовано в номере №402, февраль 1944
  • В закладки
  • Вставить в блог

В пяти акварельных рисунках талантливого художника - сатирика Ю. Ганфа очень выразительно показана гитлеровская Германия, приблизившаяся вплотную к той пропасти, в которую ей суждено быть сброшенной от удара Красной Армии. Это Германия 1944 года. Она представлена и картиной военного ее положения в картинами внутреннего её состояния, Германия на фронте - это символический образ немецкого солдата, который тащит за собой огромный каток. Смертельная усталость во всём облике этого страшного человека. Это уж и не человек. Это смерть в солдатском оборванном мундире. Германская армия отступает. Она идёт навстречу своей смерти, но и умирают немецкие солдаты как бандиты. Папироска торчит в оскаленных зубах свирепого черепа. Цинична улыбка безнадёжности.

Тяжёлым усилием немец - солдат тащит каток, под которым рушатся дома, который уничтожает всё живое, всё, созданное руками и умом человека. Германия не может победить. Она уже не может и воспользоваться плодами своего грабежа. Она бросает на пути награбленное. Она сжигает деревня и посевы. Превратившись в отступающую смерть. она несёт с собой смерть для - всего окружающего. Так бредёт она к краю пропасти. Немцы - солдаты изгоняются с советской земли, и вместе с немецкой армией бегут в паническом ужасе все немцы - грабители, хлынувшие было жадной саранчой в районы, временно ими захваченные.

Тыл германской армии показан в бытовой картине, Помещик фон Пупке, поверив в «непобедимость» германской армия, в «силу и мудрость» Гитлера, решил устроиться надолго, навсегда в своём новом имении на Украине или в Белоруссии. Вот он, этот дурак - помещик, в 1944 году! Германская армия бежит в беспорядке на запад, и торопливо, в полном отчаянии незадачливая помещица укладывает чемоданы. Но удастся ли ей увезти награбленное? Удастся ли спасти свою жизнь? Безумный страх на лице её грабителя - мужа. Советские партизаны опередили их. Окна и двери забаррикадированы... Судьба немецких хищников предрешена. Они доживают свои последние минуты.

Такая же немецкая дурёха - хищница изображена на картине «Гретхен больше не получит посылок». Это олицетворённая Германия сидит в отчаянии среди награбленного добра. Немецкая армия гибнет на фронте. Источники разбойничьего обогащения пришли к концу. Германия, ставшая притоном для воров, складом награбленного имущества, с унынием ожидает неизбежной расплаты. На лице глупой и жадной Гретхен написан тот пессимизм, с которым тщетно борется фашистско - немецкая пропаганда.

Гитлер мобилизует свои последние резервы. Мужчин больше нет в Германии. Некем пополнять «щварцекор» - «чёрный корпус» - наиболее надёжных гитлеровцев. Остались вдовы. Их чёрный строй вытянулся перед обанкротившимся фюрером. Он делает смотр той Германии, которую обезлюдил своим разбойничьим сумасбродством. Это картина «тотальной мобилизации» 1944 года.

И, наконец, последняя картина. Она называется «Похмелье». Правящая Германией фашистская бонда показана в cимволическо - бытовом плане. Она томится в последний свой час. Война проиграна. Всё пропало. Приближается неизбежная расплата. В прострации сидят вокруг стола собутыльники - сообщники обер - бандита. Приютился в углу охваченный горестью Геббельс. Его труба смолкла, барабан прорван. Все тоскливо молчат, ненавидя друг друга. В тупом молчания уставился в окно главарь фашистской шайки. Рассвет не обещает ничего утешительного. Гитлер уже ощущает петлю на своей шее...

Какие картины встают перед глазами преступника? Он видит свою армию. Смерть в солдатском немецком мундире устало тащит каток по городам я сёлам оставляемой в бегстве страны. У смерти та же безнадёжность во взоре, что и у Гитлера. Но обер - бандит приказывает: «Сопротивляться! Тащить катов смерти! Держаться за смерть, если нельзя держаться за жизнь!» - и живой немецкий труп повинуется заживо сгнившему фюреру.

Гитлеровская Германия приближается ж пропасти, в которой ей суждено погибнуть. Но она не спрыгнет в пропасть по своей воле. Врага надо сбросить соединёнными усилиями всех свободолюбивых народов!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены