КАК ВЕДЕТСЯ классная работа фабзавуча. Вырабатываются краткосрочные планы работы по каждому предмету на один - два месяца. Преподаватель в соответствии с этим планом ведет свою работу, объясняет, спрашивает, разъясняет, а ученики должны разъясненное - запомнить и выполнить ряд работ.
В предметных комиссиях формально фабзайцы имеют своих представителей, но делать им там в настоящее время почти нечего, так как они, прежде всего не понимают, о чем преподаватели говорят. Это вполне понятно: педагоги для краткости употребляют иностранные слова, научные термины, в которых фабзайцы абсолютно ничего не понимают. На этот счет появилась даже карикатура в «Молодом Ленинце». Получается нелепое положение: ученик три - четыре года работает над вопросами не им поставленными, которыми он часто не интересуется, так как они никакого отношения к его работе и жизни не имеют. Планы педагогов остаются неизвестными фабзайцам (формальное представительство в предметных комиссиях в счет не идет), на уроках же они очень редко объясняют ребятам, для чего нужна та или иная работа. Фабзаяц не знает, чем он будет заниматься завтра, послезавтра. В результате, можно сказать, что наших учеников тащат к знанию задом наперед.
Более нелепой организации, не приучающей работать, а отталкивающей от работы - не придумать.
Такая постановка дела ведет к тому, что ребята превращаются в людей, умеющих работать только из-под палки и по указке других.
Как же изменить это положение?
Прежде всего, необходимо добиться введения Дальтон - плана. Распространяться о том, что эта за штука, мы здесь не будем, так как об этом много писали в «Молодом Ленинце». Нужно отметить только то, что Дальтон - план дает возможность каждому работать, а не только сидеть и хлопать ушами в классе. Помимо этого Дальтон - план (при свободном расписании) позволяет ребятам распределять свое время и силы, объединяться в группы с товарищами для выполнения какой - нибудь работы, проявлять собственную инициативу в занятиях любимым предметом и т. д. Поэтому комсомольцы в фабзавуче должны добиваться введения Дальтон плана, так как он способствует воспитанию рабочего, умеющего распорядиться своим и чужим временем и организовать свою работу.
Школьная работа при Дальтон - плане разбивается на отдельные задания, которые записываются на бумаге и раздаются всем ученикам. Комсомольцы должны добиться того, чтобы преподаватель не у себя дома, а в классе намечал план следующего задания совместно с учениками. Это необходимо сделать, если мы хотим, чтобы ученики сознательно относились к делу, а не тащились за педагогами. Замечания, предложения, поправки учеников и обсуждение плана работы должны быть приняты во внимание. Комсомольцам необходимо втянуть в обсуждение плана работы побольше ребят и поддержать дельные мысли. При такой постановке дела каждый будет сознавать, что он делает и отношение к работе будет иное.
Очень хорошо будет, если фабзайцы сами выдвинут те вопросы, которые они хотели бы разрешить.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Отрывок из романа
«Против течения» Изд. Петрогр. Совета, 1918 г., стр. 520