Комсомольцы ли?

Д Бочаров| опубликовано в номере №218, март 1932
  • В закладки
  • Вставить в блог

О повести С. Свиридова «Комсомольцы»

Комсомольская ячейка, получив от райкома директиву о ликвидации прорыва на лесозаготовках, мобилизует актив молодежи и уходит в лес. Для деревенского населения уход комсомольца кажется необычным, диковинным явлением.

Для местного кулака Семена Сорокина очевидно, что намерение комсомольцев организовать после лесозаготовок. свою коммуну окончится для него плохо. Правда, в деревне все его уважают, но все же он считает не лишним время от времени всенародно на сходе заявить о своей преданности «бедняцкому люду».

Председатель сельсовета бедняк Дранка подкуплен Семеном. У Семена в коммуне свои люди: Каратайкин - секретарь коммуны, Дроков - отец комсомольца Сергея Дронова, Гришка - исключенный из комсомола, Алешка - сын Дронова, и др. Главная опасность для Семена - партийцы и комсомольцы, и в первую очередь Сергей Дренов - секретарь комсомольской ячейки.

Комсомольцы в лесу работали большевистскими темпами. Развивая соревнование и ударничество, они стали передовой бригадой на лесозаготовках, заражая своим примером лесорубов.

Сорокин уже начинает серьезно беспокоиться о там,. что «ребята в лесах могут заработать много денег и отнимут у него «Птичий грай» для своей коммуны».

Враги решают «прикончить» Сергея - секретаря комсомольской ячейки. Вместе с Гришкой и Алешкой Семен подкарауливает возвращающегося из города Сергея и выстрелом из обреза тяжело ранит его. Повесть заканчивается разоблачением Сорокина и организацией комсомольской коммуны. Таково в основном содержание повести.

Борьба деревенского комсомола на лесозаготовках, работа ячейки по организации коммуны, классовая борьба в деревне - вот те основные линии, по которым идет развитие повести. Разберемся по существу. Примем прежде всего во внимание (это существенно), что действие происходит в начале 1931 года.

Нужно сразу указать, что Свиридов показывает комсомольцев недорослями, неспособными разобраться в том, что творится вокруг них. Сергей Дронов и Макар Тимохин руководят всей работой ячейки. Как они представляют себе коммуну?

«Ведь за этим (за разрешением райзо о наделе коммуны землей. - Д. Б.) и ездил в город, - думал Сергей. - Из - за этого боролся с Дранкой, из - за этого (?) ушли всей ячейкой в лес, чтобы заработать денег к весне. А там начнется новая жизнь. Коммуна, общежитие, клуб, столовая, ясли... Постой - ка, а зачем же ясли? Разве жениться идем в коммуну? Все же ребята верно начнут баловать с девками. Ведь вот Конька примеру. Разве можно жить с ней так, как с Илюхиной? Она разжигает... Хотя это к лучшему было бы. Стали бы жить одной семьей. Ведь вот и секретарь райкома живет с одной комнате с управделами Гайкиной... И как живут».

Так рассуждает о коммуне секретарь комсомольской ячейки! Поистине обывательское рассуждение! В коммуне, оказывается, прежде всего приобретешь домашний уют, будешь сжить одной семьей», так же, как живет секретарь райкома - «в одной комнате с управделами Гайкиной». Это - неприкрытая мелкобуржуазная пошлость.

В лице Сергея автор пытается дать лучшего, передового комсомольца в деревне, который по своему мировоззрению по крайней мере на голову выше своих односельчан, «о даже самый неискушенный читатель оценит этого героя не иначе, как человека, заблудившегося в трех соснах.

Пытается ли автор показать, что представления комсомольцев о коммуне нелепы, ошибочны, вредны? Нет. А ведь ему должно было бы быть известно, что партия дала отпор подобным перегибщикам, создававшим скороспелые коммуны, перепрыгивая через артель.

Роль комсомола в классовой борьбе автором смазана. Комсомольцы не имеют контакта с деревенской беднотой (за исключением, правда, сорокинского батрака Пахомыча), комсомольцы вообще оторваны от деревни, противопоставляются взрослому населению. Комсомольцы не имеют абсолютно никакого авторитета в деревне (и это в 1931 г.).

Многое в повести разрешается неожиданно или чрезвычайно наивно. Совершенно не оправдано например убийство Сергея братом Алексеем. Автор даже не попытался показать, откуда такое различие между братьями и почему отец расположен к одному и зверски (именно зверски) ненавидит другого. Автор выводит на сцену свыше двадцати действующих лиц, и все они у него в лучшем случае ходячие манекены.

Жизнь деревни не показана. Запоминаются только попойки и драки в рождественские праздники. О коллективизации в деревня и не знают. Дальше сорокинской коммуны крестьяне ничего не видят. И это опять - таки в 1931 г., когда коллективизация развивалась подлинно большевистскими темпами.

Ячейка исключает Гришку из комсомола за хулиганство и продажу мешка муки. И вот что говорит Макар Тимохин, кандидат партии:

« - Возврата ему больше нет никакого по гроб жизни. А ежели попадет он мне под руку, переломаю пополам за один мах»

Постановка вопроса отнюдь не комсомольская, а между тем автор очевидно согласен, что Гришку нужно было отдать классовым врагам, вместо того чтобы его перевоспитать.

Соня введена в действие по недоразумению. Правда, она служит автору поводом для уснащения повести различными «историями» (из за Сони вражда между Гришкой и Алешкой, с одной стороны, и Сергеем - с другой, ее насилуют, сна мечтает по - комсомольски любить Сергея и т. д.), которые кстати оказать делают повесть еще более нудной...

В повести много действующих лиц (учительница, Титыч, Евлашкин и др.), появление и исчезновение которых случайно, надуманно. Повесть в целом - неумело состряпанная окрошка из людей л пейзажей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены