Батурин писал о друзьях. В газете — о Батурине. О нем и его шестерке. Всякий раз, когда над городом проносилась шестерка «Чаек», ленинградцы говорили: «Бомбежки не будет. Батуринцы на перехват пошли».
...В тот день чуть не каждый час фашисты пытались прорваться к городу. «Юнкерсы» шли под прикрытием истребителей. Батурин повел своих ребят в бой. Типичная картина первых месяцев войны: шестерка наших, шестнадцать врагов.
Батурин с ведомым решил атаковать истребители, чтобы открыть двум другим парам путь к бомбардировщикам. Он набрал высоту и оттуда спикировал на хвост вражеской машины. Та качнулась и свалилась на крыло. Батурин взглянул вниз — к земле тянулся длинный черный шлейф.
Все произошло быстро, как бы безо всякого напряжения. Только капельки пота поползли из-под шлема на лоб.
Победно ревел мотор «Чайки». С высоты Батурин видел, как вражеский строй развалился, как, сбросив бомбы над морем, «юнкерсы» улепетывают на запад. Пять своих уже собрались в группу. Надо было пристраиваться к ним и вести домой. Он покачал крыльями, как бы подзывая к себе друзей, но тут в стороне увидел, что на Ленинград, крадучись, словно воры, идут еще два «юнкер-са». Их надо было атаковать немедля. Но бензомер требовал: возвращайся на базу. Батурин отвернулся от прибора.
«Чайка» ринулась вниз. И чем быстрее она мчалась к земле, тем быстрее росла кабина «юнкерса». Вот уже в прицеле осталась только она — ни хвоста, ни крыльев: они оказались за «кадром». Батурин нажал на гашетки. На все сразу. Рванул ручку на себя. Даже не оглянулся. Да и некогда было. В перекрестии прицела был уже второй «юнкере»... Потом видел, как падали обе машины. Не дойдя до города, они врезались в землю и взорвались на собственных бомбах. Александр развернулся в сторону аэродрома. Сел. До стоянки машина не докатилась. Остановился двигатель. Баки были сухими.
Вырезка из дивизионной газеты рассказывала только об одном бое. А было их у Батурина восемьдесят четыре. Но война — это не только воздушные бои. Он сопровождал бомбардировщики, штурмовал вражеские позиции, прикрывал военно-морские базы, бомбил артиллерийские батареи врага. 543 раза он отправлялся на выполнение боевых заданий. В небе войны он провел 468 часов 16 минут.
Я узнал об этом из его летной книжки.
В воскресенье утром с главным инженером транспортной конторы треста «Татнефтестрой» Александром Герасимовичем Батуриным я еду на ЖБН-2 — второй завод железобетонных изделий. Главному инженеру надо знать, как идет разгрузка вагонов. Мы ходим вдоль платформ, и Александр Герасимович отдает распоряжения: сюда надо перебросить бригаду с ЖБИ-1, на подаче гипса следует заменить рукав, сетки люков надо варить сегодня: в понедельник они с утра понадобятся.
Потом Батурин рассказывает мне:
— Трудно сейчас с разгрузкой. Пока щебень везут, он смерзается. А нашим механизмам с глыбами не справиться. Тут трактор нужен. Да не один — два. С прошлого апреля за эти тракторы воюем. На днях дадут. Вот эстакаду построили. Один трактор на ней будет ходить, сбрасывать глыбы направо. Второй — с другой стороны, мы на него обратную лопату поставим. Прикинули на счетах: вагон за три минуты разгружать сможем.
А вот там, где сейчас цемент грузят, — продолжает Батурин, — там склад нужен. Хоть небольшой. Этот склад у меня из головы не выходит.
«Проблема» склада — и воздушный бой. Несопоставимые понятия? Сопоставимые. Потому что сегодня и склад и разгрузка щебня — для Батурина тот же бой. На самом переднем крае.
— Значит, трудно инженером?
— Да разве только мне? Ты думаешь, Игорю Каберову легко?
И опять разговор о боевых друзьях,
Кто читал книгу Н. Чуковского «Балтийское небо», помнит ее героя Игоря Кабанкова. Его прообразом был друг Батурина летчик-балтиец Игорь Каберов.
Каберов живет сейчас в Новгороде, работает инженером. Пишет в Альметьевск веселые, умные, большущие письма: «Дочь, увидя, что это шестнадцатая страница, сказала:
— Папа, перед тем как отправлять, отдай переплетчику. Это же не письмо — брошюра.
Но ведь тебе, Саня, все рассказать нужно».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.