Советская культура впервые показала миру эмоциональное содержание труда. Капитализм с его колоссальным механическим аппаратом воспитал в художнике, писателе, творце преклонение перед машиной, страх перед созданными им самим силами. Типичный пример этого - механические романы Пьера Ампа. Урбанистические, городские мотивы футуризма с их слепой мистикой машины игнорировали человека. Но в последнем счете решал все - таки человек.
Советская культура показала миру человека труда, организатора трудового процесса, хозяина машины.
Обширная мировая пролетарская литература - детище нашего Октября. Иоганнес Бехер, Карл Грюнберг, Бела Иллеш, Франц Вайскопф, Гарольд Хезлоп, Жак Туссель, Майкл Голд, Клод Мак - Кейх - все они, немцы, французы, американцы, англичане, негры, вышедшие из гигантской фабрики рабов, питомцы социалистического строя, носители величайшей мировой культуры, начало которой положил «кремлевский мечтатель». Плоды их труда - семена нового интернационального воспитания, которое стирает нелепые национальные предрассудки, объявляет войну шовинизму, делает культуру функцией интернациональной борьбы пролетариата за социализм.
Невозможно в одной статье перечислить все разнообразные стороны идейного воздействия Октября на мировую культуру. Это влияние проявляется часто в быту, в мелких подробностях житейского уклада, в разнообразных явлениях международной общественной жизни.
Исключителен интерес к русскому языку в рядах пролетариев и передовой интеллигенции Запада. Кафедра русского языка и русской литературы в Париже - одна из наиболее посещаемых. Десятки советских слов, вошедших в международный литературный язык: совет, большевик, рабкор, комсомол, исполком, чека, совнарком, колхоз, ударник и т. д., многочисленные организации, клубы, детские дома им. Ленина; «Буденовская», «Смело товарищи, в ногу», «Молодая гвардия», «Наш паровоз летит стрелой», которые врываются в автомобильные шумы берлинского Веддинга, парижского Сен - Дени, варшавской «Воли». Культура рабочих демонстраций - сколок с октябрьских массовых выступлений русского пролетариата, демонстраций, ставших постоянными гостями капиталистических столиц.
Культура Октября» - колыбель новой общечеловеческой культуры, национальной по форме, интернациональной и социалистической по содержанию.
Банкротство буржуазной культуры, исчерпавшей все свои формальные и идейные масштабы, ищущей материально - идейной основы в прошлом, приведет к гигантскому расцвету этой новой культуры, социалистической, интернациональной культуры будущего.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.