Григорий вышел за ворота проводить отца.
Пахомыч натянул рукавицы и угнездился в передке.
– На корову поглядывай, Гриша. Вымя налила она, што невидно отелится...
– Ладно, батя, трогай!
Полозья саней с хрустом кромсают оттаявшую покрышку снега. Вожжами волосяными Пахомыч шевелит золу просыпанную на улице объезжает. Попадется оголенная земля – подреза липнут. Спины напружив, угинаясь, тянут лошади. Хоть и снасть справная и кони сытые, а Пахомыч нет-нет, да и слезет с саней, кряхтя: больно уж важно нагрузили мешков.
На гору выбрался, дал вздохнуть припотевшим лошадям и тронул рысцой шаговитой. Где приглянулось, оттепель сжевала снег, дорогу дурашливо изухабила. Теплынь на провеске.
Тает. Полдень.
Лес начал огибать Пахомыч – навстречу тройка стелется. А снегу возле леса намело горы. В сугробах саженных дорожку прогрызли узенькую, разминуться никак невозможно.
– Эка, скажи на милость, оказия-то... Тпру...
Приостановил Пахомыч лошадей, слез и шапку снял. Голову седую и потную ветер облизывает. Потому снял Пахомыч шапченку свою убогую, что опознал в тройке встречной выезд полковника Черноярова, Бориса Александровича. А у полковника землю он арендовал восемь лет подряд.
Тройка ближе. Бубенцы промеж себя разговорчики вполголоса ведут. Видно, как с пристяжных пена шмотьями брызжет и тяжело, тяжело колыхается коренник. Привстал кучер, кнутом машет.
– Сворачивай, ворона седая! – Что дорогу-то перенял?
Поровнялся и лошадей осадил.
Пахомыч, в полах полушубка путаясь, с головой непокрытой к санкам подбежал, поклон отвалил низенький.
Из саней, медвежьим мехом обитых. пучатся, не мигая, глаза стоячие. Губы рубчатые, выскобленные до-синя, кривятся.
– Ты почему, хам, дог’огу не уступаешь? Большевистскую свободу почуял? Г’авнопг’авие!
– Ваше высокоблагородие... Христа ради, об’езжайте вы меня! Вы порожнем, а у меня вага... Я ежели свильну с дороги, так и не выберусь.
– Из-за тебя я буду лошадей кг’овных в снегу душить... Ах, ты сволочь! Я тебя научу уважать офицег’ские погоны и уступать дог’огу!
Ковер с ног стряхнул и перчатку лайковую кинул в сиденье.
В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.
Победитель конкурса «Смены» 1924 года на лучший планер, Генеральный конструктор, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик, Олег Константинович Антонов интервью специальному корреспонденту «Смены» Леониду Плешакову
Повесть