КМА

  • В закладки
  • Вставить в блог

Мы собираемся рассказать о сражении, которое ведет молодежь за завтрашний день советской тяжелой индустрии.

Начнем с карты. Это не обычная географическая карта. На ней не обозначены ни горы, ни степи, ни тундра. Она раскрывает недра земли.

Вот уже почти два века взоры геологов всего мира прикованы к этой карте - с того самого дня, когда волчком закрутилась магнитная стрелка в компасе академика Петра Иноходцева, измерявшего под Курском магнитное поле земли. Магнитные силы, возмущавшие стрелку компаса, были так сильны и проявлялись на такой огромной территории, что ученым стало ясно: здесь залегают рудные сокровища, которым нет цены.

Впрочем, иногда этим сокровищам пытались назначить цену. В 1919 году немецкие капиталисты, в руки которых попал единственный экземпляр детальной геологической карты Курской магнитной аномалии, предложили Советскому правительству выкупить ее за 10 миллионов рублей золотом. Но Советское правительство ответило решительным отказом. Еще не отгремели бои на фронтах, а на КМА уже прибыли посланные Лениным разведчики недр во главе с академиками Лазаревым и Губкиным. Они не только составили подробную геологическую карту района, но пробурили скважины и достали первые пробы железной руды. Нетрудно понять, что значила эта руда, открытая поблизости от крупнейших индустриальных центров страны: Москвы, Харькова, Тулы. Но для того, чтобы поставить сокровища КМА на службу советскому народу, нужно было сделать еще очень много. Во - первых, отыскать участки, где руда лежит сравнительно неглубоко, во - вторых, создать мощную современную технику для ее добычи: дорогу к руде преграждают подземные воды и плывуны.

К началу шестой пятилетки подготовка к штурму КМА была в основном завершена. Был построен опытный кварцитный рудник. Многие миллиарды тонн первоклассной железной руды геологи взяли в кольцо разведочных скважин. Созданные на отечественных заводах могучие экскаваторы, мощные самосвалы встали на исходные рубежи.

Сигнал к наступлению на недра КМА дал XX съезд Коммунистической партии. «Ввести в действие... новые рудники на месторождениях Курско - Белгородского района», - записал съезд в директивах по шестому пятилетнему плану.

И наступление началось!

Вскоре на карте КМА появился новый большой кружок: поселок строителей и горняков, выросший у деревни Коробково, стал городом. Его назвали именем одного из первых исследователей КМА - Губкина. В 1957 году экскаваторы зачерпнули первые глыбы земли неподалеку от села Лебеди - здесь началось строительство огромного железорудного карьера.

В первых шеренгах строителей, как всегда, шла молодежь. XIII съезд ВЛКСМ объявил рудники КМА ударной стройкой комсомола.

Техника и ее хозяйства

Беспощадно печет солнце. Над карьером стоит сплошное облако пыли, из него выползают одна за другой груженные грунтом автомашины - их здесь сейчас три сотни, скоро будет шестьсот. Траншеи Лебединского карьера роют тринадцать уралмашевских «механических лопат» - экскаваторов. Уже собирают ЭШ - «шагающий» на четырнадцать кубометров. Породу, под которой лежит руда, размывают и гидромониторами. Размах строительства огромен: только за первые четыре года предстоит вынуть тридцать миллионов кубометров породы.

Карьер будут помогать строить и плавучие земснаряды, точно такие, какие работали на Цимлянской и Волжской гидростанциях. Эта машина за один час размывает и выносит по трубам на отвал пятьсот кубов породы. Пятьсот! Столько выгребают полдесятка уралмашевских экскаваторов.

Один земснаряд еще на суше, другой уже спущен в котлован. Прокладывают трубы толщиной в два обхвата, по которым пульпа пойдет в отвал, - земснаряды скоро начнут действовать.

На одном из них будет работать опытный мастер Иван Кулинич.

... Шел пятидесятый год. Страна начинала грандиозные стройки на Дону и Волге, и двадцать комсомольцев, выпускников ростовского мореходного училища, пошли туда, где они были нужнее всего, - на Волго - Дон. Так Иван Кулинич стал багермейстером земснаряда, а через несколько месяцев - его командиром. Снаряд № 507 на строительстве Цимлянского гидроузла намыл пять миллионов кубометров породы. Через два года экипаж снаряда вместе с машиной послали на стройку Волжской ГЭС. Под Куйбышевом Кулинич записал на счет «пятьсот седьмого» еще четыре миллиона кубометров породы... С Волги отправился Кулинич на Украину - строить Кременчугскую ГЭС. А прошедшей зимой он узнал, что под Белгородом затевается невиданная стройка и надолго: карьер нужно не только «вырыть», но и непрерывно расширять, когда в нем уже будут добывать железную руду. Одним словом, работы не на один десяток лет. И Кулиничи (Иван женился еще в Цимлянской) решили двинуться на КМА.

На площадке, где началась сборка плавучих громадин, Кулинич прочел на одном из щитов: «Землесосный снаряд № 507». Тот самый, на котором он намыл девять миллионов кубометров песка на Дону и Волге! Это была неожиданная, но приятная встреча. Кулинич знал на этом снаряде каждый болт. Сборка пошла быстро. Теперь уже недалек день, когда командир и его «корабль» вступят в бой за руду!

Таких специалистов, как Иван Кулинич, на стройке и на шахте немало. Сотни юношей и девушек уже получили специальности, стали квалифицированными плотниками, каменщиками, штукатурами, крановщиками...

Вот бригада плотников - строителей жилья. Бригадир Василий Мерончук - опытный рабочий, остальные - молодежь, приехавшая по комсомольским путевкам в сентябре пятьдесят седьмого. План бригада выполняет на 130 - 150 процентов.

Вот шахтерская комсомольско - молодежная смена Николая Евстратова. Горняки соревнуются с донецким шахтером Мамаем, и успешно: каждую смену - по две тонны руды на человека сверх плана!

Сейчас в Губкине уже тысяча триста комсомольцев. С каждым днем стройка приобретает все больше комсомольских примет.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены