Иртыш - труженик

О Марин| опубликовано в номере №751, сентябрь 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

Нет такой реки, даже самой малой, которая текла бы праздно, годясь лишь на то, чтобы ласкать взор и навевать своим журчанием задумчивость. Лесной ручей поит зверя и птицу. Тихая луговая речка выращивает на своих отлогих берегах сочные травы. Стремительные горные речки, свергаясь с круч, вращают турбины колхозных гидроэлектростанций.

Но все это мелочь по сравнению с той гигантской работой, которую совершают великие реки страны.

Среди рек - тружеников одна из самых славных - сибирский могучий Иртыш. Спустившись с отрогов Монгольского Алтая, там, в братском Китае, он спешит к границе нашей страны еще довольно узкой лентой. Но после озера Зайсан, словно напившись его воды, он все больше расширяется.

Четыре с половиной тысячи километров нужно пробежать Иртышу, прежде чем он сольет свои воды с Обью и вместе с нею устремится дальше на север, к Ледовитому океану. И на всем своем протяжении он отражает в своей воде, как в зеркале, новую жизнь, вставшую на его берегах.

Возле города Усть - Каменогорска ждет реку первая большая работа. Здесь Иртыш впрягают в турбины недавно построенной мощной электростанции.

Экибастузский каменноугольный бассейн шлет к речной магистрали топливо. Алтай грузит на широкую спину реки свое богатство - полиметаллические руды. А, вырвавшись на равнину, где совсем недавно лежали от века не тронутые целинные земли, Иртыш теперь принимает на баржи золотое зерно, чтобы переправить его к одному из элеваторов - то ли в Омск, то ли в другой город.

Снизу, от Оби, идет по Иртышу лес - плотами, на лесовозах.

За свою долгую историю Иртыш многое отразил в своих водах, но никогда не было на нем такого оживления, как теперь. Прибавилось работы, прибавилось! Теперь много рук нужно, чтобы управиться с потоком грузов, молодых, сильных рук.

Кто водит караваны барж, кто гонит плоты, кто стоит за штурвалами белоснежных стремительных теплоходов и у пультов многотонных портовых кранов? Есть на Иртыше славные капитаны, есть смелые плотогоны, есть виртуозы - крановщики. И в их крепкую семью каждый год вливаются новые силы.

Вот на лихтер «Ямал» пришел выпускник Омского речного училища комсомолец Юрий Масленников. Он назначен сюда помощником шкипера. А шкипером на «Ямале» Степан Петрович Бибиков, старый речник, уже три десятка лет плавающий по Иртышу.

Первый рейс - в далекий Салехард, к Ледовитому океану. Трудным будет для Масленникова этот рейс, но когда рядом, плечом к плечу, стоит старший товарищ, не раз попадавший в штормовые переделки, ничто не страшит в пути.

Лихтер вроде бы и не настоящий корабль, это всего лишь большая баржа. Но ведь для Юрия Масленникова это его первый шаг в самостоятельной жизни. И неважно, на чем делается первый шаг: на лихтере, на крошечном портовом буксире или просто на плоту. Важно другое: Иртыш - широкая дорога, она всегда выведет сильного, упорного, смелого в безбрежные просторы жизни.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о весьма неоднозначной личности – графе Алексее Андреевиче Аракчееве, о замечательном русском писателе Константине Станюковиче, об одной из загадок отечественной истории, до сих пор оставшейся неразгаданной – о  тайне библиотеки Ивана Грозного, о великом советском и российском лингвисте, авторе многочисленных трудов по русскому языку Дитмаре Эльяшевиче Розентале, о легенде отечественного кинематографа – режиссере Марлене Хуциеве, окончание детектива Георгия Ланского «Мнемозина» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Плюшкин от культуры

Из дневника студента