Стенд с портретами передовиков производства можно увидеть на любом заводе. Такой стенд давно стоит и на «Фрезере». К нему привыкли, он примелькался. Рабочие не раз говорили в завкоме, что нужны какие - то новые, более интересные формы популяризации новаторов. Но там только разводили руками: «А что можно придумать? Пусть Федин изобретает...»
Конечно, ссылка «а Федина, начальника заводского бюро по рационализации и изобретательству, была шуткой, но, между прочим, именно Александр Егорович Федин и предложил нечто новое.
Как - то раз ему рассказали о клубе кинолюбителей, организованном на Московском автозаводе имени Лихачева.
«Свое кино, своя кинохроника! Вот то, что нам надо, - подумал Федин. - Тут тебе и наглядная агитация и пропаганда передового опыта...» Он даже начал мысленно рисовать широкие перспективы, которые сулило использование богатых возможностей кино.
Вначале администрация отнеслась к идее Федина скептически: дело было новое, необычное, да и требовало немалых затрат. Однако Александр Егорович не отступил. Его горячо поддержала молодежь. На средства БРИЗа приобрели два киноаппарата и убедили завком пригласить опытного кинооператора.
Кинохроника... При этом слове воображение рисует вездесущих кинооператоров, окруженных ассистентами; прекрасные съемочные камеры. На «Фрезере» кинохроника выглядела несколько иначе. Не было ни ассистентов, ни первоклассной аппаратуры, а операторы только начинали постигать сложное искусство съемки. Но было у молодых операторов «Фрезера» главное: желание овладеть мастерством, любовь к кино. И через несколько месяцев напряженной учебы и упорного труда они показали в заводском клубе две хроники: о предвыборном собрании и о ходе жилищного строительства.
Парни и девушки - молодые токари, шлифовальщики, конструкторы, нормировщики - в свободное от работы время освоили, так сказать, вторые специальности - операторов, осветителей, сценаристов. Они овладели сложной техникой построения кадра, проявления и монтажа ленты, научились проводить съемку в трудных условиях цеха, где необходимо дополнительное освещение.
Первые короткометражные фильмы, еще по - ученически отснятые, плохо смонтированные, принесли небольшому коллективу кинолюбителей заслуженное уважение. А когда в фотовитрине у главной проходной стали регулярно появляться кадры из кинохроники, все на заводе окончательно уверовали в возможности создания собственного «Мосфильма»...
И вот недавно в цехе малого режущего инструмента появилась группа кинохроникеров. Установил осветительную аппаратуру Аркадий Мушкатов, приготовил свою камеру Артур Литвинов... Началась съемка нового короткометражного фильма. Кружковцы поставили перед собой сложную и вместе с тем очень важную задачу: сделать репортаж о новаторах производства и передовых методах труда.
Работа над фильмом приближается к концу. Пройдет немного времени, и первый производственный фильм - очень нужный, очень полезный - выйдет на экран заводского клуба. А скорее всего, не только заводского: «Фрезер» - крупнейшее предприятие по изготовлению режущего инструмента, и опытом его передовиков интересуются не только на заводах нашей страны, но и за рубежом. Можно не сомневаться, что через два - три месяца этот фильм уже будет на экране.
Творческих успехов вам, молодые кинолюбители «Фрезера»!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.