Как и большинство людей, меня интересует, насколько серьезно отнесутся игроки к тренировкам в середине лета; ведь обычно в это время они либо находятся за городом, либо на площадках для гольфа или тенниса, или же просто загорают в бассейне. Отнесемся мы ко всему несерьезно, и тогда Гарри и Ферги будут вынуждены увеличить объем нагрузок во время двухразовых тренировок. Или мы с полной ответственностью подойдем к тренировкам и целиком отдадимся выполнению главной задачи, возложенной на нас, - выиграть у русских? Поживем - увидим. Гарри и Ферги выделили из общего состава кандидатов несколько звеньев, которые у них не вызывают сомнений и которые, видимо, будут играть в своих привычных составах. Тройка из «Нью-Йорк Рейнджерс»: Раттель, Джилберт и Хэдфилд, обыгравшая в прошлом году всю НХЛ в целом и Кена Драйдена в частности (они ухитрились забивать мне в среднем по два гола за игру), по всей вероятности, не претерпит никаких изменений в предстоящих встречах.
В другой тройке Фил Эспозито играет в центре вместе с Фрэнком Маховличем и Айвэном Курнуайе. Думаю, что русские вратари не горят особым желанием встретиться с этим звеном, в котором в прошлом году Эспозито забил 66 голов, Курнуайе - 47 и Маховлич - 43. Это в сумме составляет 156 голов, то есть всего на 44 гола меньше, чем забила год назад вся «Филадельфия Флайерс».
В следующем звене Бобби Кларк исполняет функции центрального нападающего, двое других - Рон Эллнс и Поль Хендерсон. Обычно в «Торонто Мейпл Лифе» с Эллисом и Хендерсоном работает Норм Улльман, но Кларк играет примерно в той же манере, что и Улльман. Словно жернова, они перемалывают все, что попадается им на площадке, нагоняя страх на игроков своим постоянным силовым давлением в нападении и жесткой игрой в защите. Думаю, что это трио явится большим сюрпризом для русских.
Месяц назад я прочел интересную статью в «Манчестер Гардиан» о выпускнике Бостонского университета Дэвиде Хемери, который, выступая за команду Великобритании, выиграл золотую медаль в барьерном беге на 400 метров на Олимпийских играх 1968 года в Мехико. Понятно, что Хемери был темной лошадкой в 1968 году, но ведь и сейчас перед стартами в Мюнхене, несмотря на то, что он олимпийский чемпион, шансы его расцениваются не очень высоко.
Хемери говорит, что он на тренировках никогда не показывал отличных результатов, но это обстоятельство его совсем не смущало. Он считает, что когда конкуренция поставит его перед необходимостью показать время, нужное для победы, у него будет достаточный запас сил, чтобы сделать это. Почему? Потому что во время тренировок он придерживается следующей системы: «Я пробегаю милю за милей каждый день, потому что знаю, что в один прекрасный день это мне пригодится. Конечно, это, может, и не произойдет ни на следующей неделе, ни через пару недель, шесть месяцев или даже пять лет, но в один прекрасный день вся проделанная работа - бег по пересеченной местности, преодоление на тренировках дополнительных препятствий - явится залогом моей победы в решающем забеге».
Читая о таком подходе Хемери к своей общефизической подготовке, я подумал, что он прав, и решил применить его метод в собственных тренировках. Сейчас во время занятий в «Мейпл Лифс Гарденз» моей основной задачей должно быть подведение себя к лучшей форме. Я хочу укрепить ноги. Я хочу сделать более острой свою реакцию. Мне надо привыкнуть к своей новой, более тяжелой экипировке. Плевать на сегодняшние результаты. Плевать на шайбы, залетающие сейчас в мои ворота со всех углов. Я возьму их позже. Надеюсь. У меня новая пара щитков, и я никак не могу к ним привыкнуть. Они очень жесткие, и ногам в них тяжело и неудобно. Вдобавок они немного длинны. В результате все это отражается на моей подвижности, и я пропускаю такие голы, которые должен был бы брать без всякого труда. Лед в «Гарденз» медленный и неровный, поэтому шайба, адресованная бьющему игроку, слегка подпрыгивает. В связи с этим много бросков проносится мимо головы на большой высоте.
В данный момент во время игры я забочусь скорее о собственной безопасности, нежели о неприкосновенности своих ворот. Такая игра не делает чести любому вратарю, поэтому мне придется как можно скорее перебороть в себе это чувство. Если хочешь отразить шайбу, летящую со скоростью свыше ста миль в час, тебе уже некогда думать о собственном здоровье. Ты должен забыть обо всем и сосредоточить все свое внимание только на том, как остановить ее.
Фил Эспозито играет сейчас центральным нападающим в одной тройке с Жан-Поль Паризэ и Вэйном Кэшмэном, в то время как Стэн Микита исполняет ту же роль в звене с Фрэнком Маховличем и Айвэном Курнуайе. За Кэшмэном и Паризэ ходит слава «добытчиков» - они штурмуют соперников, владеющих шайбой в углах площадки, и обычно выходят из борьбы победителями. Кэшмэн играет в «Бостоне» в одной тройке с Эспозито и получает очки за точные передачи примерно с 75 процентов голов, заливаемых Филом.
В большинстве случаев Эспо достигает успеха за счет мощных и молниеносных кистевых бросков с расстояния чуть меньше 20 футов (один фут равен примерно 30 сантиметрам. - Ред.) от линии ворот. Он просто врастает своим несдвигаемым телом в одну точку и терпеливо ожидает, когда Кэшмэн или Ходж (его другой партнер в «Бостоне») обработают шайбу в углу площадки и отдадут ему. И затем, прежде чем вратарь успеет шелохнуться, как из пушки посылает шайбу мимо него в ворота. Когда я играю против «Бостон Брюинз», я стараюсь по возможности не обращать внимания на действия Кэшмэна и Ходжа в углах, фокусируя его главным образом на том моменте, когда Эспозито выходит на так называемую ударную позицию. Этот секрет знают все вратари, так как если не следить за Эспо, он забросит тебе все сто двадцать пять шайб.
Вчера во время тренировки шайба, после одного из бросков Денниса Халла, пулей отскочила от Айвэна Курнуайе и попала в лицо Брэду Парку. Время тянулось нестерпимо долго, пока Брэд неподвижно лежал на льду. Его отнесли в раздевалку и срочно отправили в госпиталь. Мы все были убеждены, что лицевая кость раздроблена вдребезги.
«Слава богу, перелома нет, - сказал нам перед тренировкой Синден. - Только сильный ушиб». Позже приехал сам Брэд, чтобы забрать из раздевалки кое-какие веши.
Теперь совершенно очевидно, что Синден и Фергюсон решили не менять наш стиль игры только ради предстоящих встреч. Сегодня на льду нам объявили, чтобы мы играли в своей обычной манере и ничего не выдумывали. Наши тренеры правы: едва ли можно победить русских, играя в их же ключе. Мы сумеем одолеть их, только противопоставив им свою игру, да и то в ее лучшем виде.
Синден и Фергюсон отлично организовали ваши ежедневные тренировки. Мы собираемся дважды в день: утром на девяносто минут для раскатки и вечером - на шестьдесят для работы над техникой, и в предвкушении интересных событий работаем серьезно и с огоньком. Наши тренировки ничем, по существу, не отличаются от тренировок, принятых в НХЛ, но проходят в приподнятой обстановке, непривычной для большинства профессиональных клубов.
С первого же дня все без исключения игроки работают с колоссальной отдачей сил. Менее популярные хоккеисты стараются не отставать от знаменитостей вроде Маховлича, Эспозито или Парка, которые на тренировках буквально не щадят себя.
Поведение тех, кто не входит в так называемую «элиту», определяется, по-моему, одним обстоятельством. Им хочется доказать, что они тоже хорошие хоккеисты и достойны уважения «звезд». Пусть это звучит банально, но это так. На сборе каждый хочет доказать, что он лучший из лучших, а добиться этого можно лишь трудом, превосходящим по упорству труд других выдающихся хоккеистов.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.