Хлопчатобумажная фабрика

В Я| опубликовано в номере №32, июнь 1925
  • В закладки
  • Вставить в блог

ПЕРВОЕ, что бросается в глаза во дворе фабрики, это беспрерывное движение вагонеток, подвозящих кипы хлопка к сортировочному отделению. Здесь кипы распаковываются, их очищают от грязных клочьев «окрайков» и подмоченных частей кипы и забрасываются в кипоразрыхлительную или кипоразбивательную машину, где хлопок разрыхляется.

Разрыхленный хлопок обыкновенно подвергается смешиванию. При этом смешиваются раз - различные сорта, идущие для выпрядки разных сортов пряжи (так наз. номеров пряжи). При сортировке обращают внимание уже на однородность волокна, ибо от качества волокна зависит достоинство пряжи. Из сортировочного отделения хлопок передается особыми экспортерами в трепальное отделение, где его пропускают через целый ряд трепальных машин, цель которых, опять таки, разрыхлить хлопок еще больше, выделить тяжелые сорные примеси (листочки, скорлупу коробочек, песок, пыль, и т. п.), оставшиеся от предыдущих очисток.

Хлопок, поступающий из кипоразбивательных машин, представляет собой бесформенную массу. Пройдя машины, т. н. питатель и эксгауст - опенер, он является уже очищенным для следующих переработок.

Во время очистки хлопка выделяется много пыли и мелких волосков; все это посредством вентиляторов направляется через трубы в особую пыльную камеру, находящуюся под трепальным помещением.

С трепальных машин хлопковый «холст» поступает в чесальные отделения, которые служат для распутывания и распределения волокон параллельно друг другу и для окончательного удаления сорных частей, оставшихся от трепанья. С этой машины хлопок получается уже в виде ленты. Для утончения, выравнивания ленты и выпрямления волокон, ее пропускают через ленточные машины.

Следующая по порядку работа имеет целью вытягивание.

Вследствие чрезвычайной нежности ленты, дальнейшее утончение ее так ослабляет ее, что последующая обработка ее становится невозможной. Поэтому ленту надо сделать прочнее и затем намотать на катушки или шпули. Всю эту работу выполняет толстый банкаброш, дающий толстую, ровную по всей длине нить, называемую «ровницей». Все банкаброши одинаково устроены, но с различными скоростями. Так, веретена в толстом банкоброше делают около 500 оборотов в минуту, в среднем около 800, а в тонком около 1200 оборотов.

На этом заканчивается работа подготовления и начинается процесс прядения пряжи. Пряжа разделяется на основную и уточную: первая с более основательной круткой идет на про - дольные нити тканей, а вторая - более слабая - на поперечные. Основная пряжа работается преимущественно на ватер - машинах, а уточная на машинах, называемых сельфакторами или лиоль - машинами.

Ватерное прядение более сильное и быстрое, и тут одновременно нить вытягивается, крутится и наматывается на шпули, а в сельфакторе нить сначала спрядается, а потом наматывается на веретено.

Пряжа с сельфактора прямо идет в ткацкое отделение в виде утка.

Основная, т. н. ватерная пряжа сматывается со шпулей на мотальных машинах на большие сновальные катушки, которые ставятся на рамы сновальной машины.

Цель сновальной машины, это - навить на барабан, т. н. «навой», возможно длиннее нити и расположить их параллельно друг другу.

Эти нити и будут продольные нити будущей ткани. Так как эта основа в дальнейшем будет натянута на ткацком станке, то ей нужно придать упругость и большую крепость; поэтому основу пропускают через шлихтовальную машину, где она пропитывается в горячем виде особым химическим составом и после просушки на той же машине попадает на ткацкий станок.

Шлихтовальная машина снабжена резервуаром, в котором налит шлихт, т.е. особый химический состав.

Нити основ, свивающиеся со сновальных на воев, погружаются в резервуар, затем сильно отжимаются между цилиндрами, просушиваются над нагретым паром барабаном или между горячими трубами и наматываются, наконец, на ткацкий навой, который укрепляется на ткацком станке.

Работа ткацкого отдела заключается в превращении пряжи в ткань. Главной работой здесь является тканье на ткацких станках.

Нити основы, намотанные на вал станка, свиваются с него и идут в виде полотна. Каждая из нитей в отдельности «пробрана» (продета) через «галмо» или «глазок» (петельку), привязанную к планкам рамки, называемой ремизкой. Планка эта может подниматься и опускаться. При подъеме некоторых (хотя бы одной) ремизок и при опускании остальных - одни нити поднимаются, другие опускаются. Между нитями тогда образуется пустое место, называемое зевом. В зев пробрасывается челнок со шпулей (катушка ниток). Нить сматывается со шпули, остается в зеве и располагается сверх одних и снизу другими основных нитей. Затем ремизки приходят в первоначальное положение и нити основы снова укладываются в одну плоскость. Тогда подвижной гребень (бердо), заключенный в особой касающейся раме (баттане) прибивает прокинутую уточную нить к раньше положенным уточным нитям, и получается узкая полоска ткани. Образуемая ткань, постепенно наматывается на вал (наборный или товарный навой).

Принятая от ткача ткань из браковочного отделения направляется или в красильное отделение, где подвергается окраске, или же (как, например, бязь, миткаль и др. материи низких сортов) поступает на измерительно-складочные машины, которые механически измеряют и складывают готовые ткани.

Сложенные куски пакуются в кипы и отправляются в склад готового товара фабрики, откуда поступают в магазины для продажи.

Так из каждого волокна после долгих переработок его получается прочная материя, над выработкой которой заняты многие миллионы рабочих и ради которой многие, многие миллионы десятин земли во всех частях земного тара заняты под посевы хлопчатника.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены