Но рассказ наш о керамике будет неполным, если мы минуем мастерскую художников-керамистов, создающих новые образцы изделий, которые потом придут к людям тысячными тиражами или будут единственными и неповторимыми. Тиражированные чайные или столовые наборы, косы и пиалы, ляганы и кашпо, вазы и шакасы – лишь часть продукции Ташкентского комбината. В мастерских, где рядом со старейшими прославленными мастерами, такими, как народный художник Узбекской ССР Мухитдин Рахимов, Ахат Аминов, работают молодые керамисты, создаются вещи оригинальные, самые необычные по форме и декору.
У каждого из молодых мастеров – Анатолия Ярового, Назира Аучиева, Анвара Мамеджанова, Людмилы Козловой, Галины Визирь и других – минимум по нескольку серьезных самостоятельных работ. Это керамические скульптуры, украсившие общественные здания, сложные фризы, национальные наборы, тематические блюда. Почти о каждой из этих работ можно говорить подробно – восхищаясь своеобразием творческой манеры ее автора, цветовыми сочетаниями, техникой.
Нельзя не заметить и стремления художников, особенно молодых, сохранив древний национальный колорит керамики, наполнить свои работы дыханием времени. И тогда удивительная легкость, стремительность, раскованность охватывают старинные мотивы Мерва и Риштана, Афрасиаба и Гиджувана. Особенно интересны работы выпускницы ташкентского художественного училища Людмилы Козловой. Ее композициям свойственны свободная фантазия, лиризм, безукоризненный вкус и чувство меры. Национальные наборы, созданные Людмилой, ее тематические блюда, керамические серии на темы «Вальс цветов», «Звездные сонаты» и другие удивляют цветовым темпераментом, ярким колоритом, полной раскрепощенностью формы. Художница работает над своими вещами почти без эскизов, полностью отдаваясь на милость воображения. «Эскиз часто тормозит фантазию, которая разыгрывается в тот момент, когда руки начинают конструировать», – призналась Людмила. Что ж, у каждого художника своя манера.
Мы завершаем нашу экскурсию в мастерской старейшего мастера керамики Мухитдина Рахимова. Впрочем» это даже не мастерская художника, а комбинат в миниатюре, где есть своя горновая печь и цех росписи. Изделия Рахимова – это тысячи прекрасных образцов национального искусства керамики, они экспонируются и в государственных музеях страны и за рубежом. Художник прекрасно владеет любым материалом и методом, он же фольклорист и реставратор древней керамики. Кроме того, Рахимов – воспитатель, мудрый и добрый учитель. Мы застали у него группу молодых художников, пришедших к старому мастеру на очередной творческий урок.
– Керамика – воплощенная в материале душа художника, – говорил им Рахимов, – она может быть прекрасной, возвышенной, но может быть и несовершенной. Учитесь доброте, и тогда ваша керамика научит тому же других людей.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.