Кау интересно жить

Ник Кружков| опубликовано в номере №759, январь 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

Михаил Юрьевич Лермонтов ехал на перекладных из Москвы в Пятигорск пятнадцать суток. По тем временам это был отличный вид транспорта, однако следует заметить, что так ездили и тысячу лет назад. Все стояло прочно на своих местах, десятилетиями и столетиями не менялась четырехколесная техника передвижения, пока, наконец, не удалось взнуздать пар и поставить на рельсы паровую машину.

Наши деды дивились пару, его могучей силе, наши отцы ахали при виде скромной электрической лампочки, хотя и среди них, как известно, находились скептики, утверждавшие, подобно чеховскому персонажу, что «электрическое освещение одно только жульничество; всунут туда уголек и думают глаза отвести; нет, брат... ты давай огня, который натуральный, а не умственный».

Нашему поколению на роду было написано удивляться непрерывно - так стремительно рванулась вперед техника, детище блистательного человеческого разума. На наших глазах и на нашей памяти появился кинематограф, именовавшийся на первых порах по - разному - синематограф, иллюзион, - пока, наконец, не были отброшены слоговые излишества и не родилось краткое и звонкое слово «кино». Бабка моя, впервые увидев волшебную игру движений на туго натянутом полотне, сочла ее действием нечистой силы и поклялась больше не смотреть кино. Мы, тогдашние мальчишки, были, напротив, в восторге.

На наших глазах впервые появились автомобили - неуклюжие медлительные машины, источавшие едкую вонь. Извозчики, высокомерно усмехаясь, пренебрежительно посматривали на них со своих козел. Никому и в голову не приходило, что это - будущее нашего транспорта.

На наших глазах поднялись в воздух тяжелые летательные аппараты, названные для русского уха весьма трудно - аэропланы... Когда в наш небольшой провинциальный город приехал один из первых русских летчиков Васильев и на какой - то хрупкой «этажерке» поднялся с ипподрома немного выше соборной колокольни, он вызвал среди населения и восторг, и энтузиазм, и панику.

На наших глазах возникло такое чудо, как радио. В начале двадцатых годов на московских улицах заворчали, зашумели и запели громкоговорители. Толпы народа собирались возле них. В квартирах налаживали детекторные приемники и, надев наушники, ловили тонкой иглой звук.

Странно теперь все это представить, когда мы пользуемся отличными радиоприемниками, телевизорами, когда можно слушать весь свет, сидя у себя в комнате.

Кино на наших глазах превратилось в «великого немого», и на наших глазах «великий немой» обрел дар речи. Нынешняя молодежь на сеансы немых фильмов ходит, как в лавку древностей, и смеется над нами, грешными: как это вы могли восхищаться этими картинами?!

Но натиск чудес продолжается. Появились скоростные самолеты, а за ними сверхскоростные, реактивные, опережающие в своем движении звук. Возникли радиолокаторы, способные «видеть» и «осязать» препятствия, вовсе не доступные человеческим чувствам. Пущены в ход сложнейшие исчислительные машины, производящие за секунду десять тысяч сложных математических действий. Родилась новая наука, мудрено именуемая кибернетикой.

Наше поколение, можно сказать, закалено чудесами. Нас невозможно чем - либо удивить.

И все - таки пришлось ахнуть и нам, ровесникам бурного и буйного века! В небо взвились спутники Земли. И первыми спутниками оказались наши, отечественные, советские. Изумление и восторг еще не успели остыть, как в космос, в направлении Луны, ушла ракета, предназначенная быть первым искусственным спутником Солнца. Нет, тут уж никакая закалка не поможет. Видно, нам так и положено удивляться всю свою жизнь. Как мало приходилось удивляться нашим отцам и дедам - и как много нам! Деды говорили: «Так было, так будет». А нас жизнь научила другому: «Всегда вперед!»

Сорок лет назад, еще не оперившимися юнцами мы жадно всматривались в кипящие волны новой, революционной послеоктябрьской эпохи. В борьбе и страданиях рождалась новая Россия, своими муками она утверждала новый правопорядок на земле. Огромная, ранее задавленная народная мощь росла на глазах, поднималась, крепла, мужала, двигала горы, уничтожала старое, отжившее, утверждала новое, молодое, растущее. Страна лаптей и церквей, нищеты и темноты, бескультурья и безграмотности на глазах становилась год от году все более сильной, величественной, являя собой пример всему человечеству. Партия Ленина вела народ, идя в бесстрашном авангарде, преодолевая все возникающие препятствия и трудности.

Такое чудо, как первый искусственный спутник Солнца, не послано нам богом с небес, оно результат свободного труда, оно порождение нашей силы, нашей мощи, нашего социального строя. От первой фабричонки, восстановленной из руин после гражданской войны, до первой искусственной планеты - какой гигантский взлет! Вот это, пожалуй, и есть самое большое чудо, какое только известно человечеству.

Наши достижения огромны. Они подготовили нас к семилетке, к новому периоду в нашей жизни - периоду развернутого строительства коммунизма! Великим творческим порывом охвачен советский народ сейчас, в дни, когда идет подготовка к XXI съезду партии. Живым воплощением этого порыва являются бригады коммунистического труда, создаваемые на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах, на стройках. Тысячи людей участвуют в этом движении. Их девиз - учиться работать и жить по - коммунистически!

Будучи подростком, я со своим приятелем - реалистом, начитанным и умным мальчиком, не раз заходил к моему великому земляку (о том, что великий, мы тогда и не знали) Константину Эдуардовичу Циолковскому. Мудрый старик встречал нас, мальчишек, всегда приветливо и охотно пускался с нами в беседы, смысл которых, увы, не всегда доходил до нас. Во время одной из таких бесед мой более храбрый товарищ спросил Константина Эдуардовича:

- А люди действительно полетят к звездам?

- Обязательно полетят, дети. Я, может быть, до этого и не доживу, а вы доживете.

Мы не записались в первые аэронавты. Простившись со старым учителем, мы тут же, очутившись за калиткой его сада, решили, что сказанное Константином Эдуардовичем - несомненно чистая фантазия. Жизнь показала, что фантазия превращается в реальность, если в основе ее лежит мудрость.

Конечно, недалеко то время, когда не только ракеты полетят в космос, но и сам человек поведет в неизведанные глубины космического океана управляемые корабли.

И это тоже будет на наших глазах.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены