Картина, заставляющая мыслить

П П Соколов-Скаля| опубликовано в номере №652, июль 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Жанровые произведения живописи всегда привлекали к себе общественное внимание, служили поводом для большого разговора, широкого обсуждения. Недаром советский зритель с горячим интересом воспринял такие талантливо написанные сюжетные картины, как «Вернулся» С. Григорьева и «Опять двойка» Ф. Решетникова.

На первый взгляд кажется, что оба художника выбрали темой для своих полотен будничные случаи. Но какое глубокое раздумье вызывают их картины! Это не просто бытовые сценки. Художественная правда образов, жизненность ситуаций заставляют зрителя активно относиться к картине, мыслить, искать ответа на вопросы, поставленные художниками.

Отрадно отметить, что к жанровым темам обращаются и художники молодого поколения. Наглядным свидетельством этому служат последние выставки, на которых было представлено немало удачных картин жанровой живописи.

Художники смело берутся за решение волнующей советского зрителя темы семьи, морали, быта, стараются поднять вопросы общественного звучания. К числу таких произведений относится и небольшая картина молодого художника М. Стриженова, названная им «Чужие».

... В семье молодоженов разлад. Это не мелкая ссора, которая назавтра, быть может, забудется: здесь столкнулись два несхожих характера. Увлеклись друг другом молодые люди, поженились, приняв увлечение за любовь, но настоящей, дружной, крепкой семьи не получилось. Слишком различными оказались их взгляды на жизнь. И вот теперь они чужие. Пожалуй, единственное, что их связывает, - это ребенок. В глубине комнаты заботливо отгороженная от света стоит детская кроватка. Но, видимо, не только одно это заставляет их быть вместе. В настороженности всей фигуры этой молодой женщины, во внимательном, грустном взгляде супруга чувствуется, что оба они чего-то ждут, что у них еще теплится надежда на возврат прежних отношений. Но как это сделать?

Художник не отвечает прямо на вопрос, не навязывает своего решения, предоставляя это сделать зрителю. И зритель думает, переживает, пытаясь по-своему и объяснить причину этого разлада и найти выход для молодых людей.

Ценность картины М. Стриженова, ее несомненное воспитательное значение в том, что она учит внимательнее присматриваться к жизни, к людям.

Однако в художественном отношении автору не все удалось сделать, чтобы картина приобрела еще большую выразительность и законченность.

Характеристика персонажей картины дана упрощенно, различными цветовыми гаммами: положительный герой - светлый тон, отрицательный - темный. Картина как бы распадается на два плана.

К недостаткам картины можно отнести и перегруженность ее деталями, из которых многие необязательны, рассеивают внимание, мешают уяснить главное.

Жанр требует большого мастерства, совершенного владения формой, острой наблюдательности и знания жизни во всех ее проявлениях.

Задачи советских художников, - используя все лучшее, что есть в традициях русской живописи, найти свои, новые краски и формы, новые средства выражения для того, чтобы в страстной, непримиримой борьбе со всем, что мешает нашему продвижению вперед, утверждать нашу социалистическую действительность, новую мораль, новое отношение людей, опоэтизировать труд и возвеличить человека-творца.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Крыша над головой

Отрывок иэ романа