- У пророка был брат Хазрат - ахмат, - отвечает Хамро, - этот Хазрат - ахмат отправился охотиться в горы Куги - Танг - Тау и попал в руки стражи Макатыль - уруса. Паша принял его за лазутчика и отрубил голову юному охотнику. Хазрат - али собрал войско и пришел сюда на розыски брата. Увидя голову Хазрат - ахмата на шесте у ворот ширабадской крепости, пророк разгневался и, обнажив меч, напал на пашу. Закипел бой. Макатыль - урус был великаном: 40 казов ростом и 25 казов размахом рук.
- Каз - это по - нынешнему метр, - пояснил Игам - берды.
- Сорок суток шел кровавый бой, - продолжалось пение Хамро. - Великий Хазрат - али выбил тяжелый меч паши и снес своею кривою как молодой месяц саблей, голову великана Макатыль - уруса. Потом перебил всю семью паши, все войско неверных и весь народ - племя аймак. Разрушил дворец паши, сровнял с землей весь город Ширабад, разорил все окрестные кишлаки, завалил колодцы и кяризы трупами, залил землю кровью.
Во время боя сам пророк чуть было не погиб: он нечаянно попал в яму Алпамыш - хана, но успел выскочить оттуда и освободить узника. Мужественный хан взял меч и стал биться по правую руку пророка до тех пор, пока весь народ аймак не был перебит. В живых остались только Ой - барчин и Ай - тавука.
- А что случилось с колдуньей? - опросил я.
- Мастан - кампыр, - ответил Хамро, - набрала полный подол камней, чтобы побить мусульманского пророка, но подол прорвался, и камни высыпались на землю в ущелье Газ - дагана.
- Помнишь это место, ака - джок? - обратился ко мне Игам - берды.
Я кивнул головой, а Хамро все поет и поет:
- Злая старуха снова набрала камней и напала на пророка, но он взмахнул саблей и убил колдунью. Грязная кровь окрасила горы...
Помнишь ли, анджинор - ака, горы Кампрек, кучу камней и могилу колдуньи в том ущелье?
- Помню, все помню. Что же было дальше?
- Закончив расправу, Хазрат - али поехал в свою землю, но белая гора стала на его пути. Он взмахнул мечом и прорубил ущелье Али - шаар - сай, через которое провел все свое войско далеко на юг, в город Балх. Помнишь ли это ущелье?
- Помню, Хамро, помню. А что сталось с ширабадским царством, как же оно снова восстановилось?
- Край наш заглох, - продолжал старый чабан, - где был кишлак, - там стала расти только арча, потом и она засохла, так как все источники были завалены. Только один кяриз уцелел - это Аймак - кяриз. Помнишь ли ты его прохладные струи? Но никто не пил этой воды, никто не орошал ею свои поля. Все люди были перебиты, всюду валялись трупы... Прошли годы, человеческие кости занесло песком, но недолго торжествовала смерть. Жизнь победила, народ воскрес.
- Откуда же взялись люди, Хамро - бай? - опросила Агата Петровна.
- Люди? Дочь паши Ай - тавука, возлюбленная Алпамыш - хана, родила двух стройных и сильных сыновей, а дочь хана, прекрасная Ой - барчин, взятая пашей в жены, родила в одно время с Ай - тавукой двух красавиц - дочерей. От этих людей народились новые поколения, и через несколько столетий люди восстановили Ширабад, его сады и поля, вырыли новые кяризы, и снова зацвела жизнь, зазвенели песни.
Хамро воодушевленно запел:
- Жизнь никогда не умирает. Жизнь вечна!
Слава людям, роющим кяризы, проводящим каналы, орошающим поля! Слава тем, кто насаждает виноградники, разводит стада, строит кишлаки и города! Слава людям, которые ищут воду - источник жизни, ищут сокровища гор: золото, железо, соль, драгоценные камни! Слава строителям дорог, покорителям пустыни, победителям воздуха! Слава тем вдохновенным людям, что слагают прекрасные песни. Слава нашим великим вождям и нашей чудесной жизни вечная слава!
Так закончил свою песню - рассказ старый чабан Хамро - бобо из кишлака Тагырчак.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.