Звук записывают на магнитную ленту. Но записывают его и механическим способом на граммофонную пластинку. Изображение можно запечатлеть на фотографии. Можно получить движущуюся фотографию - кино, «записать» движение. Но ведь, подобно звуку, изображение также может превращаться в электромагнитные колебания, через телевизионные системы передаваться на расстояние и, очевидно, записываться на магнитной ленте?
В самом деле, нельзя ли использовать в телевидении магнитную запись? Казалось бы, простая техническая идея. Да и известна она была уже давно. Но построить аппарат, записывающий на магнитную ленту телевизионные сигналы изображения - видеомагнитофон, - оказалось не так - то просто. На пути конструктора возник целый ряд трудностей.
В процессе передачи телевизионного изображения происходит его превращение в электрические сигналы. Звуковая часть программы также преобразуется в электрический ток. Разница состоит в том, что для передачи звука требуется диапазон частот от 40 до 20 тысяч колебаний в секунду, а для телевизионных изображений используется полоса частот от пятидесяти до 6,5 миллиона колебаний в секунду.
Хороший современный магнитофон весь звуковой диапазон записывает полностью. А вот чтобы уложить на магнитной ленте всю «изобразительную» полосу частот при той же плотности записи, потребовалось бы протягивать ленту со скоростью 60 - 100 м/сек. Ясно, что это практически неприемлемо.
Выход был найден в применении так называемой строчной записи. В чем заключается этот метод?
Обычно магнитная лента протягивается вдоль неподвижной записывающей головки, представляющей собой железный сердечник с катушкой. При строчной записи головка устанавливается на окружности вращающегося барабана. Лента достаточно медленно протягивается мимо барабана, тан, чтобы головка прочеркивала на ней поперечные строчки. Конечно, при таном способе лента должна быть шире, чем та, которая применяется в звукозаписи. Запись звукового сопровождения телевизионной передачи производится вдоль края ленты головкой обычного типа.
Коллектив инженеров Всесоюзного научно - исследовательского института звукозаписи, возглавляемый кандидатом технических наук В. И. Пархоменко, создал экспериментальный образец видеомагнитофона. Внешне он напоминает магнитофон обычного типа, но отличается несколько большими размерами.
В феврале этого года в Москве один из телеконцертов был во время передачи записан на магнитную ленту. Как только лента была перемотана с одной бобины на другую, концерт начался вновь; качество записи оказалось вполне удовлетворительным.
Преимущества нового способа очевидны. Никакой обработки ленты не требуется, а качество записи контролируется на ходу с помощью специального экрана. Применение видеомагнитофонов позволит улучшить и сами передачи, внести большее разнообразие в телевизионный репертуар, избегать замен в программе и нарушения расписания передач. Используя магнитную запись, наши многочисленные телевизионные центры смогут наладить широкий обмен программами.
А в области кинематографии? Не вытеснят ли видеомагнитофоны нынешние кинокамеры? Сейчас ответить на этот вопрос трудно. Однако не исключено, что в дальнейшем, когда качество магнитной записи станет лучше фотохимической, нынешний способ производства кинофильмов будет заменен магнитным.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.