Театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко ПОСТАВИЛ оперу композитора Кирилле Молчанова «Каменный цветок» (либретто С. Северцева) Отраден уже самый факт появления новой советской оперы и её успех у слушателей, но вдвойне радостно оттого, что это успех талантливой молодёжи, создавшей волнующее высокохудожественное произведение. Лишь в прошлом году окончили учебные заведения авторы оперы: композитор Молчанов - Московскую консерваторию, где он обучался в классе профессора А. Н. Александрова, поэт Сергей Северцее - Литературный институт имени Горького. Совсем недавно пришли в театр молодые певцы, исполняющие главные партии в опере, - Авдеева, Потаповская, Щавинский. Эта молодежь внесла в постановку задушевность, искренность, простоту, атмосферу молодости.
В основу сюжета оперы легло несколько уральских сказов П. П. Бажова. Прекрасные образы русских людей, уральских мастеров-умельцев, влюблённых в свой труд и страстно желающих счастья своему народу, стали близкими нашим дням, делам и помыслам советских людей. Не удивительно поэтому, что к глубоко поэтическим богатствам уральских сказов обратились художники других искусств - театра, кино, музыки.
Опера «Каменный цветок» создавалась в атмосфере деловой дружеской критики, которая помогала авторам в их поисках.
Что, прежде всего, хочется сказать, оценивая оперу? Это то, что большая идея красоты труда, идея служения творчеством своему народу нашла своё верное, яркое воплощение в музыке.
Опера изобилует чудесными мелодиями, согретыми живым человеческим чувством. Мелодии эти легко запоминаются.
Каждый персонаж в опере выразительно охарактеризован, и слушатель благодаря так называемой системе лейтмотивов легко ориентируется в сложной музыкально-драматургической структуре.
Ярче других охарактеризована в опере Хозяйка Медной горы, хранительница земных недр и тайн природы. Она легко меняет своё обличье - то грозная повелительница, величавым жестом сдвигающая скалы, то живая и лукавая «ртуть-девка», пересмеивающаяся с парнем... Такой изображает ее молодая артистка Л. Авдеева.
У Авдеевой сильное, удивительной красоты меццо-сопрано; её игра, а также и выразительнее других написанная партия выдвигают этот образ на первое место в опере, что несколько противоречит общему замыслу.
В целом убедительно исполняет артист Щавинский трудную партию Данилы. Следует заметить, что образ Данилы получился менее ярким хотя бы по сравнению с другими образами оперы: а партии много риторики и общих фраз.
К числу удач оперы можно отнести скромный, но сильный и волевой образ Кати (артистки Смирнова-Немирович и Потаповская). Как интересно ввёл композитор хор и голос Кати в 4-й картине (подземное царство), когда измученный работой Данила падает без сил и вдруг слышит откуда-то сверху песню девушек и среди них хрустально чистый голос Кати, ставший для него голосом земли: «Цветы вокруг; для тебя, мой друг, я венок сплетаю...»! Убедительно решены в опере образы Прокопьича и приказчика. Запоминается разгульный хор пьяных ватажников.
Важным положительным качеством музыки является её красочность. В опере два оркестровых эпизода: рассвет на Змеиной горе (начало 2-й картины) и расцвет Каменного цветка (4-я картина). Оба эпизода принадлежат к лучшим местам оперы, и приходится только сожалеть, что музыкально-изобразительная картинность не получила дальнейшего развития.
Во многом способствовала успеху оперы работа художника Б. Эрдмана. Сцена рассвета на Змеиной горе сделана превосходно. В последних двух картинах художник удачно решил, как нам кажется, ещё одну важную задачу. После пышного убранства подземного дворца Хозяйки нужно было показать красоту совсем другую - земную, скромную, неприхотливую, глубоко поэтичную красоту русской природы, забыть которую не может Данила и которую он не променяет ни на что другое... И вот прозрачная тишина осени, жёлтые берёзки на краю леса, берег тихого лесного озера, нежно-голубого, недвижимого, уходящего далеко-далеко в бесконечную синь, где сходятся воздух и вода... И зал аплодирует художнику.
В опере есть и ряд недостатков. Композитор ещё слабо пользуется развёрнутыми вокальными ансамблями, сравнительно мало использован хор. Не всюду на высоте режиссура оперы (постановщик - заслуженный артист РСФСР В. Власов, режиссёр - народный артист РСФСР М. Мельцер).
Однако в целом опера «Каменный цветок» - сочинение, продолжающее и развивающее лучшие традиции русской классической оперы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.