Наша задача теперь, когда социалистическое правительство у власти, - организовать соревнование» (Соч. Т. XXII, стр. 158).
В. И. Ленин объясняет далее, почему именно теперь, в советских условиях, человек труда может проявить себя. «Впервые после столетий труда на чужих, - пишет Ленин, - подневольной работы на эксплуататоров является возможность работы на себя, и притом работы, опирающейся на все завоевания новейшей техники и культуры».
Во имя чего же должно быть организовано соревнование? Во имя победы социализма. А путь к этой победе Ильич видит в народном учёте и контроле производства и распределения продуктов, в высокой производительности самого труда. «Программа этого учёта и контроля, - пишет Ленин, - проста, ясна, понятна всякому: чтобы хлеб был у каждого, чтобы все ходили в крепкой обуви и недраной одежде, имели тёплое жильё, работали добросовестно, чтобы ни один жулик (в том числе и отлынивающий от работы) не гулял на свободе, а сидел в тюрьме...»
Целая эпоха по своему значению отделяет нас от того времени, когда Ильич писал эти строки. Социализм превратился у нас ныне из желаемого в действительность. Партией большевиков, товарищем Сталиным были подхвачены и развиты дальше ленинские идеи соревнования. Но и сейчас, в наши дни, как вечно живущие, звучат слова великого Ленина о соревновании. Наша жизнь, широчайший размах социалистического соревнования, борьба за осуществление послевоенной сталинской пятилетки в четыре года - всё это говорит о том, как далеко видел Ленин.
По знаменитой картине В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» можно изучать костюмы петровской эпохи. Как тщательно написаны малейшие детали одежды старухи, сидящей лицом к зрителю, девушки, стрельцов!... Лодка Степана Разина, всё её оснащение переданы Суриковым на картине «Степан Разин» так, словно он сам не раз плавал на «расписных челнах» Разина.
Оружие казаков и их противников на картине «Покорение Сибири Ермаком», каждая подробность полотен «Боярыня Морозова», «Ментиков в Берёзове», «Переход Суворова через Альпы», многочисленные наброски и этюды для картин Сурикова свидетельствуют о том, как тщательно художник изучал всё, относящееся к его картине, прежде чем брался за кисть.
А между тем В. И. Сурикову принадлежат слова: «Если только сам дух времени соблюдён, в деталях можно какие угодно ошибки делать. А когда всё точка в точку - противно даже».
У Сурикова детали нигде не затеняют главного - чудесного проникновения в дух эпохи. Его картины, трагичные, дышащие высоким пафосом геройства, самоотвержения, не являются иллюстрацией к летописи нашей страны, но раскрывают исторические события приёмами искусства.
В. И. Суриков начал свою деятельность, когда в исторической живописи господствовал академизм с его непреложными схемами, лакировкой действительности. История царей подменяла собою историю народа. Суриков пошёл против всех этих традиций. На своих полотнах он изображал историю русского народа, показывая его в периоды бурного движения.
О столкновении двух миров ярко рассказывает картина «Утро стрелецкой казни». Два мира в смертельной схватке сошлись и на полотне «Покорение Сибири Ермаком». Какой из этих миров окажется победителем, ясно не потому, что у казаков ружья, а у их противников луки, самострелы и копья. Целые тучи врагов противостояли немногочисленному отряду казаков; но таких людей, какими Суриков изобразил воинов Ермака, победить нельзя. Глубоким, самоотверженным патриотизмом, беспредельным мужеством дышит каждое лицо на этой замечательной картине.
Нелегко было В. И. Сурикову пробиться к любимому искусству. Ему в юношеском возрасте пришлось писать иконы и портреты купцов. Но больше всего Суриков тогда рисовал «для себя». Уже будучи знаменитым художником, через пятьдесят лет, рассматривая эти «рисунки «для себя», он пришёл в восторг: настолько они, выполненные рукой самоучки, были совершенны...
В Петербург из Сибири молодой Суриков ехал зимой с рыбным обозом. Столица сурово встретила будущего великого художника. О его рисунках в Академии сказали:
«За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить...»
Но Суриков преодолел все препятствия, стоявшие на его пути, добился приёма в Академию, стойко выдержал гнёт академической схоластики, взяв от обучения в Академии только всё полезное.
Современниками Суриков не был оценён по заслугам. Только в наши дни реализм гениального художника нашёл своё всенародное признание. И столетие со дня рождения В. И. Сурикова, которое отмечается 25 января 1948 года, будет настоящим праздником русского реалистического искусства.
13 января 1703 года, двести сорок пять лет назад, вышла первая русская газета - «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах». Пётр Первый был основателем этой газеты. Он и редактировал «Ведомости» и подбирал материалы для них. До сих пор хранятся корректуры «Ведомостей» с поправками, сделанными рукой Петра Первого.
Интерес к газете пробуждался довольно медленно, хотя «Ведомости» нельзя обвинить в том, что они были скучными. В них были и «отдел внутренней жизни» и «иностранный отдел». Начало XVIII столетия совпало с целым рядом войн, и поэтому в газете почти всегда помещались реляции о боевых действиях русской армии.
В 1727 году «Ведомости» закончили своё существование в прежнем виде, и за их издание взялась Академия наук. Новая газета начала выходить в 1728 году под названием «Санкт - Петербургские ведомости».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.