Календарь «Смены»

опубликовано в номере №500, март 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

Но огромный успех дебюта имел трагические результаты. Юноша решил: «Тайна перевоплощения в других лиц - во мне самом. Ни ученье, ни кропотливая работа над ролью не могут здесь помочь».

И на всю жизнь Мочалов остался артистом, рассчитывавшим только на «наитие». Поэтому наряду с громадным успехом у Мочалова были и полнейшие провалы.

Мочалов считал, что для него не так важна роль и то, что вложил в неё автор, как то, насколько сам артист мог насытить исполнение роли своими эмоциями и заразить ими зрительный зал.

Трудно перечислить роли Мочалова за тридцать лет пребывания его на сцене. Но везде и всегда он был «героем» и «первым драматическим любовником».

Панаев, сравнивая Каратыгина с Мочаловым, писал: «Он (Каратыгин. - Ред.) почти никогда на сцене не был просто человеком, и из груди его редко вырывались звуки истинной страсти, те ласкающие или потрясающие звуки, проникавшие до глубины сердца, которые нам удавалось слышать из уст талантливого дикаря - Мочалова...»

Мочалов всегда «играл себя», и в этом заключался секрет изумительной для того времени простоты, с которой он держался на сцене. Были даже «судьи», считавшие эту простоту, это отсутствие внешних, чисто театральных приёмов игры большим недостатком Мочалова и признаком отсутствия дарования.

На своих современников Мочалов оказал громадное влияние. Белинский написал о нём свою знаменитую статью «Гамлет», драма Шекспира, и Мочалов в роли «Гамлета». Он был любимцем студенчества, передовой молодёжи. Особенно велико было влияние Мочалова на артистов. Своей школы он не создал, ибо он и сам не понимал, почему одна и та же роль у него то с треском проваливалась, то приносила головокружительный успех. Однако в провинции, где часто выступал Мочалов, у него создалось множество последователей: играть «нутром» казалось им проще - и легче всего...

Ярка и трагична фигура П. с. Мочалова, для которого жизнь и сцена образовали неразрывный круг. В своих ролях, порою смешных, он, вдохновлённый чувствами, нередко имевшими лишь очень слабое отношение к исполняемому на сцене, поднимался на такую высоту, что зрители забывали всё и всё прощали артисту: и его неровную игру, и его провалы, и то, что он быстро сжигал и свой огромный талант и самую жизнь.

П. С. Мочалов умер сорока восьми лет, 38 марта 1848 года.

Профессор истории

Сто тридцать пять лет назад, 21 марта 1813 года, родился Тимофей Николаевич Грановский, профессор истории Московского университета. Он оставил глубокий след в развитии русской культуры. Чернышевский так характеризовал деятельность этого выдающегося учёного: «Очень немногие лица в нашей истории имели такое могущественное влияние на пробуждение у нас сочувствия к высшим, человеческим интересам. Для очень многих людей, которые отчасти благодаря его влиянию приобрели право на признательность общества, он был авторитетом добра и истины».

Свою общественную деятельность Грановский начал как журналист. После окончания юридического факультета Грановский некоторое время работал секретарём гидрографического департамента морского министерства. Но склонность к литературе, занятия поэзией и прозой очень скоро подсказали ему его истинный путь. После долгой и упорной подготовки Грановский становится профессором истории Московского университета. Грановский - оратор имел огромное влияние на аудиторию. Лекции его посещали не только студенты, но и широкие слои культурных людей.

В тяжёлые годы реакции, особенно после 1848 года, деятельность Грановского имела большое, прогрессивное значение.

Личное обаяние, блестящая эрудиция, широта взглядов, резко выделявшие Грановского в мрачную эпоху Николая I, способствовали тому, что вокруг историка группировались люди, в которых чувства, пробуждённые учителем, заставляли идти их гораздо дальше самого историка.

Противоречия между личными стремлениями и суровым режимом Николая I тяжело сказались на Грановском. Он умер сорока двух лет, в 1855 году.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены