«В России каждый писатель был воистину и резко индивидуален, - писал Горький, - но всех объединяло одно упорное стремление - понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе её народа, об её роли на земле».
Одним из таких выдающихся писателей конца ХГХ и начала XX века был Александр Иванович Куприн.
Прежде чем стать писателем, Куприн испробовал множество профессий. Прослужив по окончании юнкерского училища немного в
полку, Куприн бросил военную службу и, не имея никаких средств к существованию, начал работать грузчиком, рыбаком, затем фельетонистом, актёром, землемером, певчим, псаломщиком...
В первом своём крупном произведении «Молох» Куприн изобразил процесс капиталистического накопления. В отличие от реалистов - «бытовиков», скользивших по поверхности, Куприн сумел в своей повести выделить существенные стороны жизни. В повести звучит страстное обличение социально-экономических основ и морали
буржуазного общества. Жесточайшая эксплоатация, ложь и лицемерие в буржуазной семье, в отношениях между полами, в любви - так рисуется изображаемая писателем-реалистом действительность. В этих условиях честный писатель не мог быть безучастным и неизбежно, как это делает герой повести Бобров, ставит перед собой вопрос: «Что ты делаешь? Кому ты приносишь пользу?»
Однако Куприн не видел в рабочем классе активной революционной силы. Изображаемые им рабочие пассивны, инертны, они вызывают к себе лишь сострадание. Отсюда гуманизм автора носит пассивный характер.
Благодетельно сказалось на творчестве Куприна влияние А. М. Горького. О произведении «Поединок», принесшем Куприну широкую популярность, автор говорил, что «все смелое и буйное в повести» принадлежит Горькому.
В годы реакции, наступившей после первой русской революции, Куприн хотя и отдал некоторую дань господствовавшим тогда упадочническим настроениям, всё же остался верен реалистическому направлению литературы. В его произведениях тех лет слышится резкий протест против царского произвола, насилия и черносотенных погромов («Бред», «Исполины», «Гам-бринус»).
Искусство Куприн рассматривал как одну из форм проявления красоты жизни. Он провозглашает гимн красоте в природе, в человеке и в творчестве. Особое внимание писателя привлекают люди труда. Не в светском обществе, а лишь среди людей труда можно найти подлинные человеческие чувства - такой вывод делает писатель.
Куприн - большой художник-психолог. Богатство и глубину внутренних переживаний своих героев он раскрывает в драматическом действии и в диалоге. Все произведения этого мастера короткой новеллы отличаются точностью и ясностью языка, богатством разговорной лексики различных социальных слоев.
Прогрессивные черты творчества, жизнеутверждающий оптимизм, широта изображения жизненных явлений, реалистичность повествования делают Куприна очень близким современному советскому читателю.
Куприн совершил большую ошибку, покинув в 1917 году свою Родину. Но, будучи крепко связан со своим народом, ради которого он жил и творил, он понял великую правду нашей социалистической революции и после 20 лет эмиграции вернулся в 1937 году в СССР и с восхищением отзывался о родной социалистической стране о её новых людях. Эту обновлённую Родину, её замечательных людей он мечтал изобразить в своих новых произведениях, но смерть 25 августа 1938 года оборвала эти благородные стремления писателя.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.