Тринадцатого августа 1948 года исполняется семьдесят лет со дня рождения Л. С. Штерн, отважного советского борца со смертью.
7 Московский Художественный театр праздновал своё тридцатилетие 29 октября 1928 года. В зрительном зале театра собрались тогда его многочисленные друзья и поклонники. Было сказано много тёплых и искренних слов юбилярам, было много цветов, поздравлений и крепких рукопожатии. Актёры и зрители были одинаково торжественны и взволнованны.
После юбилейного спектакля состоялось представление первого акта пьесы А. П. Чехова «Три сестры». В гостиную дома сестер
Прозоровых - Маши, Ирины и Ольги - в последний раз вошёл подполковник Вершинин - К. С. Станиславский. Затянутый в военный мундир, подполковник Вершинин начал проникновенно говорить о будущей жизни: «Через двести - триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной. Человеку нужна такая жизнь, и, если её нет пока, то он должен предчувствовать ее, ждать и мечтать, готовиться к ней, он должен для этого видеть и знать больше, чем видели и знали его дед и отец».
После спектакля у Константина Сергеевича сделался серьёзный приступ сердечной болезни. На сцену он уже не смог вернуться. Но сценическая деятельность была только одной из сторон многообразной деятельности этого талантливейшего человека. Гениальный преобразователь театрального искусства, он не мог считать законченным дело, которому посвятил всю свою жизнь. Ещё более сосредоточенно, беззаветно и щедро он стал передавать свой опыт многочисленным ученикам. А опыт Станиславского - это его жизнь в искусстве и для искусства. «Как золотоискатель, - писал К. С. Станиславский в книге «Моя жизнь в искусстве», - я могу передать потомству не труд мой, мои искания и лишения, радости и разочарования, а лишь ту драгоценную руду, которую я добыл».
К. С. Станиславский, актёр, режиссёр и теоретик театра, примером своей жизни и творчества учил одному: театр - это высокая школа человеческой жизни, указывающая человеку должный, правильный путь.
Народный артист СССР, один из основателей МХАТ имени Горького, К. С. Станиславский умер 7 августа 1938 года - 10 лет назад.
1 Снедаемая мучительной болезнью, Леся Украинка с юных лет и до конца своих дней мужественно боролась не только со своим тяжёлым недугом, но и с социальным злом, подавая пример стойкости, воли к борьбе за счастье родного народа. Она, сказал И. Франко, «единственный мужчина в украинской литературе своего времени».
Леся (Лариса Петровна Косач) родилась на Волыни в 1871 году в дворянской семье. Мать Леси, украинская писательница Оленя Пчилка, дала дочери блестящее воспитание. Леся изучила несколько иностранных языков, что дало ей возможность широко ознакомиться с классическими произведениями мировой литературы. В двенадцать лет она начала уже печататься.
Леся Украинка в своём поэтическом творчестве следует традициям прогрессивных писателей. Её любимыми наставниками были Тарас Шевченко и русские революционные демократы.
В творчестве её очень рано появляются общественные мотивы. В пламенных, полных поэтической прелести стихах Леси Украинки воспевается любовь к родине.
Леся Украинка стремится к тому, чтобы её слово служило, как сталь боевая, горящая среди бурь, как острый, безжалостный меч, отсекающий вражьи головы с плеч.
Первым откликом Леси Украинки на революционные события 1905 года явилась фантастическая драма «Осенняя сказка». Это аллегорическое произведение проникнуто революционно - демократической идеей борьбы против царского самодержавия.
Спустя несколько лет появилась её драма «Лесная песня». Эта, обаятельная сказочная феерия, построенная на материале волынского фольклора, полна протеста против гнусной действительности и проникнута стремлением к лучшей, свободной жизни.
Буржуазные националисты и либералы пытались замалчивать творчество замечательной поэтессы. В то время лишь И. Франко оценил её выдающуюся роль. «Со времени шевченковского «Поховайте та вставайте», - писал И. Франко, - Украина ещё не слышала такого сильного, горячего и поэтического слова, как из уст этой малосильной, больной девушки».
Большевистская газета «Рабочая правда» после смерти Леси Украинки первого августа; 1913 года, сорок пять лет назад, Писала в некрологе, что Леся Украинка стояла «близко к освободительному общественному движению вообще и пролетарскому в частности... её бодрые произведения долго будут будить нас к работе - борьбе. Добрая вечная память писательнице - другу рабочих».
Произведения Леси Украинки, полные пафоса, согретые глубочайшим лиризмом, необычайно яркие по своей художественной выразительности, заняли видное место в мировой поэзии.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Из рассказов, поступивших на конкурс