Крупнейший латышский поэт Ян Райнис (псевдоним Яна Плешканса) родился в 1865 году. Литературную деятельность он начинал как публицист в газете «Диенас Лапа», но вскоре был арестован царской охранкой за ряд смелых революционных выступлений и сослан в Вятскую губернию. Здесь Ян Райнис пишет сборник стихов «Далёкие аккорды синего вечера» (1903 год), в которых выразились думы и чаяния трудящихся масс накануне революции 1905 года.
«Не плачь, не жалуйся, не ной!
Круши преграды, стой стеной,
Борись, не медли, рвись вперёд -
Разлив реки ломает лёд «
так призывал поэт - революционер.
В своих последующих стихах, в драмах «Полуидеалист», «Огонь и ночь», «Золотой конь» и других Ян Райнис с большим художественным мастерством и революционным пафосом раскрывает тяжёлую долю, выпавшую на плечи его народа, и вместе с тем призывает к борьбе, вселяя в сердца надежду на близкое освобождение.
Особенно пламенны и жгучи стихи Яна Райниса, направленные против немцев - поработителей, которые подвергли жестокой расправе латышский народ в 1905 - 1907 годах:
«Неужели ты когда забудешь, Как барон немецкий предал смерти Брата и отца твоих любимых, Как он поджигал твой тихий дом?»
(«Руки тянутся». Перевод Н. Асанова).
Острое политическое звучание произведений Яна Райниса приобрело особую силу в дни Великой Отечественной войны, когда немецкие захватчики временно хозяйничали в Латвии.
Латышский народ всем сердцем почувствовал близость творчества Яна Райниса, он черпал в его стихах и пьесах силу для борьбы с немецкими захватчиками.
Сейчас, ведомый большевистской партией, в тесном содружестве с народами Советского Союза и в первую очередь с великим русским народом, народ Латвии пришёл к той светлой жизни, о которой мечтал поэт - революционер Ян Райнис. Ян Райнис умер 12 сентября 1929 года, 20 лет назад.
Летом 1475 года во двор великого князя московского Ивана Васильевича зашли купцы, возвратившиеся из дальнего торгового путешествия в Кафу (теперь на этом месте стоит город Феодосия). Они передали дьяку князя Василию Мамыреву объёмистую тетрадь и попутно сообщили, что осталась она от тверского купца Афанасия Никитина, умершего от недуга в маленьком городишке Пропойске.
Тетрадь содержала записи предприимчивого и любознательного русского путешественника Афанасия Никитина, четыре года проведшего в странствованиях по чужим странам.
Великий князь Василий Иванович ознакомился с записями и повелел вписать их в летопись.
Открытое Н. М. Карамзиным в рукописях XVI века «Хождение за три моря» - так были названы записи Никитина во II Софийской летописи - является одним из замечательных памятников древней русской литературы. Ценность этого памятника не только в тех сведениях, которые содержались в нём об Индии - стране чудес в широко распространённых представлениях, - но и в том, что по этому памятнику раскрывается яркий и самобытный облик русского человека - смелого, умного, отзывчивого, горячего патриота русской земли.
Содержание «Хождения за три моря» разделяется на три части: первая - описание пути до Индии, вторая - подробный простой и деловитый рассказ о самой Индии и третья - короткие сообщения об обратном пути в Россию. Наибольший интерес представляет, конечно, описание Индии - главной цели путешествия.
Афанасий Никитин был первым русским человеком, проникшим в эту богатую страну, породившую многочисленные фантастические легенды и сказания.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.