А. А. Жданов, приветствуя съезд от имени Центрального Комитета ВКП(б), говорил:
«Великое знамя Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина победило. Именно победе этого знамени мы обязаны тем, что здесь собрался первый съезд советских писателей. Не было бы этой победы, не было бы и вашего съезда. Такой съезд, как этот, не собрать никому, кроме нас - большевиков».
Вся работа съезда явилась яркой демонстрацией идейной и организационной сплочённости советских писателей вокруг коммунистической партии, великого вождя товарища Сталина. В первый день съезда его делегаты в приветствии И. В. Сталину писали: «Этот исторический день наш мы начинаем с приветствия Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, нашему учителю и другу».
На съезде присутствовало 527 делегатов. Среди многочисленных гостей присутствовало 45 иностранных писателей.
Далеко шагнула советская литература после исторического съезда писателей. В августовские дни 1934 года «Правда» писала о нарождающейся литературной молодёжи. Назывались имена писателей, ныне получивших широкое признание не только советских людей, но и в других странах.
Советские писатели успешно выполняют завет Горького о том, что «основным героем наших книг мы должны избрать труд, т.е. человека, организуемого процессами труда». Наша литература живёт и развивается под любовным присмотром партии и великого Сталина.
В заключительном слове на лейпцигском процессе Георгий Димитров бросил гневные слова:
- Властвуй или покоряйся, С торжеством иль горем знайся, Тяжким молотом взвивайся Или наковальней стой!...
Эти строки принадлежат Гете - величайшему поэту Германии.
Гёте родился двести лет назад - 28 августа 1749 года - в городе Франкфурте на Майне. Он получил образование в лучших по тем временам университетах Лейпцига и Страсбурге.
В Германии того времени, стране «мыслителей и поэтов», но не борцов, была только одна арена борьбы - искусство, литература.
На заре жизни Гёте ставит перед собой гигантскую задачу - развернуть и показать человеку все таящиеся в нём возможности, пробудить его от кошмарного сна феодализма, заставить перейти от брюзжания к активному действию.
В первом своём значительном произведении «Гёц фон Берлихинген» поэт создаёт образ рыцаря - революционера, бунтаря. Гёц - человек одарённый, и, по мнению самого Гёте, такой человек - «это вождь, организатор». Гёц становится вождём крестьянского восстания, ведёт за собой народ.
Но Гёте прекрасно понимал, что в эпоху, предшествующую французской революции, не суждено ещё торжествовать его идеалам; что общество, которое Энгельс справедливо назвал гниющей навозной кучей, не только не поможет, но и воспротивится развитию творчески выдающейся личности.
Так поэт приходит к выводу о неизбежности гибели своего героя. Умирает рыцарь Гёц, уходит из жизни молодой Вертер (герой одноименного, нашумевшего в Европе романа), и сам Гёте заходит в тупик, не зная, что ему предпринять дальше.
И тут - то дворянство в лице принца Карла - Августа предложило Гёте союз, который означал для поэта отказ от звания вождя буржуазии и руководителя литературного течения «Штурм и натиск».
Десять лет своей жизни отдал поэт устройству спектаклей и празднеств, сочинению музыкальных комедий, текстов для карнавальных шествий в угоду властителю одного из самых незначительных государств Германии.
Но под маской олимпийца, под золочёной ливреей веймарского придворного билось сердце великого человека, борца за настоящую жизнь, за торжество разума и правды.
Всю жизнь, около шестидесяти лет, писал Гёте своё великое творение - «Фауст». Герой его драматической поэмы - мыслитель и бунтарь, готовый на союз хоть с самим чертом.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.