Каждый день поднимается наш народ всё выше и выше. Мы сегодня не те, что были вчера, и завтра будем не те, что были сегодня. Мы уже не те русские, какими были до 1917 года, и Русь у нас уже не та, и характер у нас не тот. Мы изменились и выросли вместе с теми величайшими преобразованиями, которые в корне изменили облик нашей страны.
А. А. ЖДАНОВ - Доклад о журналах «Звезда» и «Ленинград».
Соратник великого Сталина, выдающийся деятель большевистской партии и советского государства, крупный теоретик и блестящий пропагандист марксизма - ленинизма, член Политбюро и секретарь ЦК ВКП(б), Андрей Александрович Жданов родился 14 (26) февраля 1896 года в городе Мариуполе (ныне Жданов), Екатеринославской губернии, в семье инспектора народных училищ Александра Алексеевича Жданова.
Отец Андрея Александровича был высокообразованным человеком своего времени. Он отличался прямолинейностью характера, большой искренностью, честностью и демократическими взглядами. Всё это вызывало к нему уважение и любовь со стороны учителей народных школ и слушателей учительских и духовных семинарий и настороженно неприязненное отношение со стороны начальства. Этим, в частности, объясняются довольно частые переводы его по службе. Начальство стремилось загнать Александра Алексеевича подальше, в глушь. Последним местом его работы был город Корчева, Тверской губернии, где он был инспектором народных училищ Корчевского, Кашинского и Калязинского уездов.
Детские годы Андрея Александровича прошли в период нараставшего революционного подъёма и последовавшей затем революционной бури 1905 - 1907 годов, сменившейся после поражения первой русской революции годами мрачной реакции.
Очень живой, любознательный, чуткий к окружавшим его людям, молодой Жданов рано увидел произвол самодержавной власти, услышал звон кандалов, надетых на руки и ноги политических противников самодержавия. Он видел нищету и бесправие рабочих в городе и крестьян в деревне. И у него ещё в детские годы возник острый интерес к явлениям общественной жизни, к революционному движению в особенности.
Большую роль в формировании взглядов Андрея Александровича на окружающую его действительность сыграл его отец. Об этом говорит сам Андрей Александрович в написанной им автобиографии: «С теорией революционных и социалистических учений и в частности революционного марксизма ознакомился ещё от отца, который доставал и читал революционную литературу».
В библиотеке отца Андрей Александрович знакомился с сочинениями классиков русской и иностранной литературы - Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Бальзака, Мопассана, Шекспира, Байрона; с сочинениями революционных демократов - Чернышевского, Белинского, Герцена, Добролюбова, Писарева; с произведениями Салтыкова - Щедрина, Пирогова, Ушинского; с книгами материалистов XVIII века; журналами «Колокол», «Современник», «Телескоп». Наконец, в библиотеке отца были произведения Маркса и Энгельса - «Капитал», «Манифест Коммунистической партии» и другие. Чтение этой литературы, естественно, способствовало формированию революционного, марксистского мировоззрения Андрея Александровича, тому, что он обладал огромной эрудицией в вопросах истории, философии, литературы, искусства.
Обучение и воспитание Андрея Александровича в семье также немало содействовали формированию его прогрессивного и революционного мировоззрения. Александр Алексеевич читал детям лекции по философии, логике, преподавал им арифметику, русский и немецкий языки. Жена его Екатерина Павловна вела занятия по истории, географии, французскому языку, учила детей музыке (маленький Андрюша обладал прекрасным слухом и музыкальной памятью).
О том, насколько это обучение отличалось от мёртвой схоластики, господствующей в казённых училищах (в гимназиях в частности), свидетельствует, например, такой факт: Александр Алексеевич часто устраивал с детьми прогулки в поле, в лес или по берегу реки, во время которых они собирали коллекции растений и насекомых, причём Александр Алексеевич объяснял, что это за растения, что это за насекомые. При занятиях дома собранные коллекции служили пособиями для изучения естественных наук. Домашнее обучение было прервано в связи со смертью отца.
В 1910 году Андрей Александрович, переживший тяжёлую утрату - смерть любимого отца, - поступает в 3 - й класс Тверского реального училища. В 1912 году 16 - летний ученик Тверского реального училища Андрей Жданов организует кружок учащейся молодёжи для изучения социал - демократических идей.
Годы реакции были позади, начинались годы нового революционного подъёма. Апрель 1912 года. Выстрелы царских сатрапов в безоружных рабочих золотых приисков на Лене разбили лёд молчания - и река народного гнева тронулась... Самодержавие было вынуждено мириться с существованием легальной массовой рабочей газеты «Правда», хотя оно и было уведомлено своими шпионами, что это большевистская газета. Созданная товарищем Сталиным по указанию В. И. Ленина, «Правда» собирала силы, которые в 1917 году возглавили Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Тысячами незримых нитей связывала «Правда» своих сторонников, направляла их революционную работу в массах рабочего класса и трудового крестьянства.
Кружок, созданный Ждановым, получал большевистскую «Правду». Андрей Александрович и его товарищи придерживались политического направления «Правды», были правдистами, что помогло им стать большевиками - ленинцами.
Андрей Александрович стремился к расширению социал - демократического влияния среди учащихся Твери. Были предприняты попытки организовать социал - демократическую пропаганду среди учащихся женской гимназии и коммерческого училища. С этой целью кружок, в котором работал А. А. Жданов (организованный в 1913 году), издал «Письменное воззвание к учащимся о необходимости борьбы за передовые идеи передового класса».
В 1914 году был создан более широкий кружок. В него, кроме учащихся реального училища, входили ученики духовной семинарии, гимназии и коммерческого училища. Через отдельных членов Тверской организации он был связан с РСДРП (большевиков). В кружке были и народники и эсеры, но господствовало в нём большевистское направление, и большинство его членов ещё в подполье или после февральской революции вступили в ряды большевистской партии: первыми среди них были: Андрей Александрович Жданов, Пётр Николаевич Поспелов и другие.
Столь активная политическая деятельность Андрея Александровича не мешала его учёбе в реальном училище, и он всё время шёл первым учеником. Исключительно способный и трудолюбивый, он успевал делать всё во - время.
Андрей Александрович окончил реальное училище, имея по всем предметам пятёрки, и получил почётную награду.
Летом 1914 года началась первая мировая война, сыгравшая большую роль в ходе развёртывающихся событий. Мировая система империализма переживала жестокий кризис приведший к прорыву империалистической цепи и созданию на месте бывшей царской России социалистического государства рабочих И крестьян. Естественно, что война стала в центре внимания всех политических партий, течений и групп.
В Тверь, как и во многие другие города России, привозили много раненых солдат. (А. А. Жданов называет цифру 2500.) Открываются госпитали. Молодой Жданов близко общается с ранеными солдатами, ведёт среди них социал - демократическую пропаганду. 22 ноября 1914 года в письме к дяде, Ивану Алексеевичу Жданову, Андрей Александрович писал:
«У меня теперь пропасть дел. Я теперь заведую волшебным фонарём во многих госпиталях Твери, так что редко вечер выдаётся свободный». Показ диапозитивов раненым солдатам не был самоцелью: это было средством общения с солдатами для проведения социал - демократической пропаганды.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.