Как вы отобразите воспитание нового человека в нашей стране

опубликовано в номере №223-224, июнь 1932
  • В закладки
  • Вставить в блог

Ответы советских писателей на анкету «Смены»

Накануне VII всесоюзной конференции ВЛКСМ «Смена» обратилась к ряду советских писателей с просьбой рассказать рабочей молодежи, как они намереваются отобразить в своем творчестве, в своих ближайших произведениях гигантский процесс коммунистического воспитания молодежи в Советском союзе.

Печатаемые нами ответы свидетельствуют, что тема о молодежи, о ее воспитании в классовых битвах за социализм стала объектом работы ряда наших крупнейших мастеров. Эти ответы служат также ярким свидетельством происходящей перестройки советских писателей, завоевания ими новых высот в борьбе за марксистско-ленинское мировоззрение, за Магнитострой литературы.

Н. Асеев

Я буду писать поэму "Фабрика счастья". В ней отображу современную молодежь. Тема богатая и захватывает меня. Я вот присматриваюсь к нашей молодежи, сравниваю ее с молодежью дореволюционного периода - студентами, реалистами, гимназистами - и вижу, какая громадная разница между ними. Советская молодежь несомненно более идейная, трудолюбивая, энергичная. Прямо удивляешься этим новым людям.

Например такой простой случай, который ярко характеризует наше поколение. Еду я вчера в трамвае, напротив на площадке стоят два парня в спецовках, лица и руки испачканы - рабочие. И вдруг, слышу, они рассуждают об интегралах, теории стоимости. Сказывается, один учится в вечернем институте, а другой тоже где - то на курсах. И ведь таких - десятки тысяч. Жизнь меняется совершенно. Раньше университетская наука сосредотачивалась в России в 5 - 6 центральных городах. Теперь же институты, техникумы есть даже в самом глухом захолустье. Создаются вузы при крупных заводах и фабриках. Это вольет в страну замечательную по силе струю просвещения, культуры. По - моему, теперь уже нет старой чеховской провинции. Деревня все успешнее подтягивается к Городу.

Поэму я назвал «Фабрика счастья» вот почему: раньше счастье ходило, если можно так выразиться, в одиночку, было индивидуально. Каждый старался устроить свой уголок, совершенно не заботясь о том, как живет сосед. И счастье одного строилось на несчастье другого. Например: умер бухгалтер - его помощник занимает место умершего и таким путем созидает свое благополучие. А теперь счастье будет коллективное. Счастье индивидуума будет зависеть от счастья всего общества, от уровня техники, науки. И заботиться человек будет не только с себе одном, а обо всем коллективе. И это будет делить и сделает, наша молодежь.

Э. Багрицкий

«Смерть пионерки» - называется поэма, которую я пишу. В ней будет показана маленькая девочка - дочка окулачившегося рабочего, которая даже перед смертью отказалась надеть нательный крестик, а в последнюю минуту отдала пионерский салют. Неудивительно, когда взрослые парни и девушки становятся атеистами, но удивительно, что это делает ребенок, воспитанный в религиозно - мистическом духе и чутьем понявший дух своей эпохи. Этим я хочу показать, что никакие препятствия, чуждые влияния не могут уже в значительной степени повлиять на наше молодое поколение. Не надо пугаться названия поэмы - «Смерть пионерки». Момент смерти только придает силу и яркость произведению, так как не секрет, что во времена не такие далекие (и даже теперь бывает) некоторые люди, - и между ними встречались люди очень видные, - яро отрицали бога, а перед смертью из - за пустого страха - «а вдруг да есть загробная жизнь?» - или уступая просьбам родных вновь возвращались в «лоно церкви». Тем более контрастно и выпукло на этом фоне вы - ступают упорство, сознательность этой маленькой девочки - пионерки, дитяти своего века, отрицающей религию.

Л. Сейюуллина

О «перевоспитании» молодежи я не думаю писать потому, что считаю наше советское воспитание молодежи в основном правильным. Но я буду писать о трудностях роста, формирования характера при условиях самостоятельности и сознания общественной ответственности каждого юного индивидуума и постепенном отмирании семьи как очага, у которого раньше воспитывались. Это войдет в повесть «Страна», которую я сейчас пишу.

А. Караваева

Работаю над повестью «Баян и яблоко». Один из главных героев, секретарь комсомольской ячейки, очутился в центре борьбы двух мировоззрений: созерцательного, которое на поверку оказывается классово враждебным, кулацким, - и мировоззрения материалистического, пролетарского. Володя Наркозов, секретарь комсомольской ячейки, обнаружил однажды, что он «не знает жизни», что он благодаря этому беспомощен и в поведении своем и во взаимоотношениях с людьми. Он жаждет правильного понимания жизни, коммунистического осознания ее. Так он взрослеет.

Покойный Яков Коробов в повести «Петушиное слово» тоже показал, как взрослеет» молодой человек. Герой повести, видя рождение теленка, через созерцание этого биологического процесса осознает сложность жизненного процесса. Это доказательство, целиком от мелкобуржуазного пассивизма. Осознание жизни с точки зрения ленинского понимания всего происходящего, уменье найти свое место и значение в каждом событии, воля и смысл каждого поступка - вот в чем главные моменты, когда человек взрослеет. Об этом я и рассказываю.

Н. Огнев

Я только что закончил роман, «Три измерения», посвященный разоблачению индивидуализма.

Теперь работаю над новым романом; он носит рабочее название - «Изобретатели». Изобретатели - это главным образом рабочая молодежь и подростки, и их изобретательство - не только техника, но и вообще творчество новых форм жизни во всех областях.

Пока роман работается в нескольких планах. Один план - это современная советская школа с ее скрипучим поворотом к политехнизму. Другой план - это «передовая» школа за границей, с широко развитым самоуправлением и... палачами (ученики старших классов, по распоряжению директора производящие экзекуции над младшими). Наконец третий план - это советский туризм.

По первому и третьему планам материал у меня собран; второй план нуждается в дополнительном материале.

Я поставил себе целью опять столкнуть миры - старый и новый, и хочу посмотреть, что из этого выйдет. Но уже сейчас вижу, что старый мир косен, инертен, тосклив, неспособен к росту (а способность к росту - это главная данность каждого явления).

А у нас в каждом уголке жизни - творчество, рост.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Один день бригады

Бригадиры не знают своих бригадников