БРОШЕННЫЙ TOB. H. А Семашко лозунг: «Используйте всемерно солнце, воду и воздух», должен нынешнем летом полностью претвориться в жизнь.
Плавание - это наиболее дешевое и приятное удовольствие и, вместе с тем, упражнение, весьма сильно действующее на организм, заставляющее хорошо работать мышцы всего тела и т. д.
Плавать у нас в Республике должен уметь каждый.
Ежегодно по СССР гибнут в воде более 20.000 человек. Для того, чтобы борьба с этим бедствием дала результаты, следует добиться обучения широких масс трудящихся приемам плавания и спасания на водах.
Это дело уже начато.
Так, в нынешнем году МГСПС вновь оборудует водную станцию на Москва - реке. Все профсоюзы и ячейки РЛКСМ будут иметь возможность заниматься здесь под наблюдением опытных инструкторов.
В настоящее время существует 5 правильных способов спортивного плавания: «а - ля - брасс», «треджен», «кроль», на спине и боку. Наиболее распространенным за - границей является образцовый способ «а - ля - брасс». С изучения этого способа, обыкновенно, начинается обучение новичков.
Способ «а - ля брасс», своими движениями очень сильно напоминающий плавание лягушки, состоит в следующем: из исходного положения, когда все тело пловца выпрямлено в одну прямую линию, легши на грудь, руки вынесены вперед, кисти рук сложены указательными пальцами, ладонями книзу, голова несколько откинута назад, ноги прижаты друг к другу и вытянуты, ступни их сложены вместе, - из этого положения пловец производит следующие движения: сохраняя в общем исходное положение, он разводит выпрямленные руки до уровня плеч, нажимая внутренними сторонами ладоней книзу. Пользуясь тем, что, благодаря работе рук, грудная клетка расширена, следует произвести глубокий вдох. Движения рук производятся по самой поверхности воды, а не загребая ее глубоко.
Всю эту комбинацию движений из исходного положения мы назовем - первой фазой.
Вторая фаза будет состоять в следующем: из крестообразного положения, т.е. положения, описанного выше, пловец сгибает руки в локтях, приближая их к телу, и полукругом сводит кисти под подбородок, сложив их вместе, Ладонями вниз. Одновременно широко разводятся колени в стороны, ноги сгибаются в тазу и коленях, пятки остаются вместе, а носки, насколько это возможно, сохраняют прежнее вытянутое положение. От пловца получается впечатление сжатой, свернутой пружины, готовой легко выпрямиться. В это время продолжается вдыхание, которое затем задерживается до начала следующих движений.
Третья фаза со стоит в следующем. руки плавным, но вместе с тем, быстрым движением, рассекая концами пальцев воду (опять - таки под самой поверхностью ее), возвращаются вновь в исходное положение. Ноги разводятся сильно в стороны, предварительно развернув ступни, с все возрастающей силой и энергией сводятся вместе. В виду того, что ногам приходится совершать большую работу, проходить более длинный путь, они несколько запаздывают и заканчивают смыкание уже в то время, когда руки успели принять исходное положение. Движения рук здесь вызывают естественное сужение грудной клетки, поэтому в этот момент будет сделан выдох.
Искусным пловцом считается лишь тот человек, который умеет не только правильно сочетать все движения, но и сохранять необходимую выдержку между отдельными частями их.
Правильные движения пловца дадут скольжение тела по поверхности воды. Все тело его будет до тех пор без движений, как бы приготовившись к следующим, пока будет действовать сила, давшая телу последний толчок.
Вот, в общих чертах, описание образцового способа «а ля - брасс». Этот способ наиболее пригоден для плавания на большие расстояния.
Изучать эту технику рекомендуется уже с зимы, производя описанные движения, лежа на животе, на табуретке.
Плавание на спине, с одновременной рабой (взмахом) рук во всех движениях сильно напоминает способ «а - ля - брасс». Здесь руки выносятся одновременно за голову над водою и, вместе с толчком, ногами делают гребок по направлению к туловищу, напоминая своими движениями работу весел.
Эту технику непременно следует усвоить, так как она даст возможность при длинных плаваниях отдыхать, лежа на воде.
Способ плавания на боку или «оверарм» состоит в следующем. Исходное положение: тело выпрямлено, пловец лежит на правом боку (так плавает большинство), правая рука вытянута за голову вперед, ладонью книзу, и как бы составляет собой продолжение линии тела. Левая рука лежит вдоль тела, касаясь его ладонью. Затем правая рука, несколько согнутая, захватывает горстью воду, кисти и локти давят на воду. Достигнув отвесного положения, рука сгибается сильно в локте и ладонью гонит воду по направлению к бедру. Левая рука выносится на воздух и делает движения, будучи согнутой в локте, за голову. В последний момент она выпрямляется и погружается в воду, составляя тупой угол по отношению к телу. Но к концу движений руки разводятся, делая как бы шаг (или ножницы): нижняя нога сгибается в колене и отводится назад, верхняя, почти не сгибаясь, отходит вперед. После этого они сильным ударом соединяются вместе. Толчок ногами должен совпасть с моментом окончания работы рук. Работа рук в своих движениях несколько напоминает движение поршней, взад и вперед попеременно.
Ноги делают ножницы энергично, идут друг другу навстречу полной силой. Голова пловца опущена наполовину в воду. Чем глубже, тем лучше, так как это даст возможность избежать лишнего сопротивления воды и лишнего напряжения.
За границей, за последнее время, все большее и большее распространение начинает получать способ «треджен», главное преимущество которого в том, что он пригоден для плаванья и на короткие и длинные расстояния. Вместе с тем он является наиболее экономным с точки зрения механики движения. Этот стиль стал пользоваться популярностью с тех пор, как англичанин Джемс Треджен, побывав в Южной Америке, в качестве машинного слесаря, научился новым приемам плавания у туземцев и показал их у себя на родине. Руки при этой технике выносятся над водою так же, как и при плавании на боку, сгибаясь в локтях и проводя кисти близко к туловищу. При работе одной из рук тело перекатывается с боку на бок. Так например: выносится левая рука - тело ложится на левый бок и т. д. Ноги при этом производят «ножницы», как при предыдущем стиле. Голова пловца все время находится в воде, лишь при перевороте на бок она показывается. В это время производится вдох и выдох.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.