Как самим построить планер

С Антонов| опубликовано в номере №8, май 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

После этого собравшаяся инициативная группа избрала из своей среды правление в составе пяти человек, которые объявляют запись в члены кружка (членами кружка могут быть все желающие).

Кружок регистрировался при местном отделении О. Д. В. Ф., через посредство которого он должен снабжаться необходимыми материалами, а также получит руководителя - инструктора. Для начала работы по представленной смете необходимо было купить фанеру и сосновые доски, на что понадобилось изыскать средства. Наши планерные кружки - в том числе и ново - богородский - изыскивали их, как членскими взносами, так и привлечением шефства предприятий, а также устройством вечеров и спектаклей На постройку планера кружку придется изыскать, как мы уж говорили, сумму от ста до четырех сот рублей в зависимости от сложности планера (металлические части наши кружки обычно получают от Главвоздухофлота из старых самолетов). Ново - Богородский кружок им. Володарского, надо сказать, пользуется поддержкой местной фабричной администрации - и строит в настоящее время планер под руководством инструктора Антонова. Нужные части им были получены и в настоящее время он достраивает два планера балансирного типа и обычный нормальный.

Правление планерного кружка устанавливает порядок работы и дисциплину кружка, ведет учет материалов и организует лекции по авиации и, в частности, по планеризму. Как правило, дается обязательная задача каждому члену кружка выполнить не меньше одной нервюры самостоятельно.

Я вижу, что вы не откажетесь теперь зачитать статью по вопросу о том, как конкретно устроить планер. В ближайших №№ «Смены» будут печататься эти очерки, - тысячи рабочих подростков заинтересуются этим делом. - Но с самого начала необходимо сказать, что чтение этих очерков не такое уж легкое дело. Тут тебе не роман приключений «Месс - Менд» или «Дело Эрбэ». Каждую строчку надо читать внимательно, - и не пугаться подчас незаменимых иностранных слов. Кропотливо надо перечитывать, вдуматься, запоминать. На все непонятные места редакция «Смены» дает и в личной переписке, - и на страницах журнала, - подробные и точные ответы.

Главное, запасемся, друзья, - волей, энергией и терпением. При наличии этого любой коллектив рабочей молодежи может быть уверен в том, что ему удастся построить безмоторный самолет.

Как строится планер

Общее описание планера

ПЛАНЕР представляет моноплан с двумя подкосами, которые крепятся к нижней небольшой плоскости, где скрыто шасси (черт. 1, 2 и 3) 4). Корпус планера овального очертания снизу, заостряющийся вверху. Крыло толстого профиля с выступающими крылышками («компенсированные» элероны), имеет размах в 10,4 метра и глубину 1,5 метров. «Несущая поверхность» составляет 16,9 кв. метра. Общий вес планера с летчиком - 150 клгр. «Габарит» (основные размеры) планера: длина 5,8 метр., высота - 2,27 метр. Перспективный вид планера изображен на обложке. Планер построен из хорошо просушенного соснового дерева, фанеры, расчален фортепианной проволокой с металлическими укреплениями и обшит полотном.

Устройство крыла

Крыло имеет основные поддерживающие балки, называемые «лонжеронами», на которых сидят поперечные ребрышки или «нервюры», сообщающие крылу его профиль. Общий вид крыла в обнаженном виде представлен на рис. 9. Как видно, на оба коробчатые лонжероны нанизаны поперечные ребрышки - нервюры. Нервюра образует профиль крыла, от которого зависит подъемная сила планера и его летучесть.

К лучшим русским профилям относятся дужки проф. Жуковского под названием «Инверсии параболы». На черт. 5 мы даем их очертания и в особых таблицах необходимые размеры для построения их. Интересно отметить, что верхняя дужка обладает «качеством», т. - е. отношением подъемной силы к силе сопротивления в 16,7. Средняя дужка имеет качество 20,8. Внизу приведено очертание одной из лучших итальянских дужек среднего профиля. Ее качество 21,0.

Построение дужек Жуковского ведется следующим образом: делят хорду крыла на 10 равных частей и в каждом делении откладывают величины верхних и нижних ординат, полученные путем умножения длины хорды на табличные цифры. При построении Итальянской дужки ординаты откладывают в расстоянии от начальной точки, взятом в процентном отношении от хорды, т. - е., перемножив размер хорды в милл. на первую строчку, получим искомые расстояния. При выборе нервюры крыла руководствуются не только требованием большого «качества», но также и хорошей конструктивной формы; в этом смысле тонкая дужка Жуковского (черт. 5) трудна при выполнении нервюр крыла.

Сборка нервюры

Заготовляют предварительно сосновую рейку толщиной 5 на 8 милл. или кв. сечения 8 на 8 при длине от 1,5 до 1,8 метров, в зависимости от глубины крыла. На нашем чертеже рейка имеет длину от 1,6 до 1,9 метр, и измерения 30X5 миллим. - случай, мало распространенный на практике, хотя при такой ширине весьма удобно выполняется конструкция коробчатых нервюр, как видно из рисунка 9.

Берут лист фанеры и расчерчивают на нем карандашей в натуральную величину профиль крыла, согласно выбранной таблице. Для этого проводят прямую линию длиной, равной хорде крыла, делят ее, как указано выше, и через каждую отметку проводят перпендикуляр и на нем откладывают два измерения: верхнее и нижнее расстояния точек дужки от прямой линии в процентах от хорды, для чего умножают длину хорды на каждую из цифр таблицы и получают число миллиметров. Полученные таким путем точки обводят по лекалу плавной линией и получают профиль крыла. После этого ведут разметку лонжеронов, т. - е. основных балок, поддерживающих крыло (Рис. 10). Лонжероном нервюра разделяется на три части: среднюю, носовую, оканчивающуюся «ребром атаки», и заднюю, называемую «ребром схода». От ребра атаки передний лонжерон проходит в расстоянии 160 - 200 миллим., где вычерчивается его профиль, и в расстоянии от него 500 - 600 миллим, помещают профиль второго. Теперь набивают 1 - 11/2 дюймовые гвозди без шляпок по очертанию нашей нервюры в два параллельных ряда и в середине вставляют рейку. «Ребро атаки» нервюр образуют вставкой фанерной пластинки соответствующего очертания. Обе рейки затем скрепляют или облегченной фанерной стенкой, толщиной в 1 - 11/2 миллим., как на чертеже 6 и рис.10, или расчалкой из планок, как это делает Новобогородский планерный кружок (Рис. 8). Фанерка и расчалка приклеиваются и пришиваются 10 - ти миллиметровыми гвоздиками. После этого нервюру вынимают из станка и подвешивают ее для сушки. Таким способом сразу заготовляют все необходимое число нервюр, от 60 до 70 штук, для моноплана. У нас на чертеже 19. штук. Рекомендуется перед сборкой нервюры обчищать шкуркой поверхность реек и фанеры, а также, если есть средства, покрыть лаком для предохранения от загнивания и сырости 5).

(Продолжение в следующем номере).

1) В январе 1923 года рекорд, поставленный при планерных состязаниях в Сев, Африке, близ города Бискра, французом Барбо.

2) Немецкий планерист Мартене пролетел 19 клм. на планере «Штрольх» при состязаниях в 1923 году.

3) Первыми планеристами в России были летчики: Лебедев, Россинский и Добровольский, - последний в 1911 году продержался на своем планере больше 5 - ти минут.

4) Приспособление для спуска, поддерживает оси и колеса.

5) Не все нервюры делаются однообразной длины; 5 - 6 последних обрезаются у заднего лонжерона; это там, где крепится подвижная часть крыла, так называемый «элерон» - боковое крылышко поперечного управления. Лучше заготовить все дужки полностью, а затем уже при сборке крыла отпилить ребро схода нервюр на протяжении элерона.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

4 Октября 1920 г

Ильич на Комсомольском Съезде