Как самим построить планер

С Антонов| опубликовано в номере №8, май 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

А пока, значит, пару общих разъяснений о планере. Движется он исключительно благодаря своему весу - силе тяжести; подъемная сила его создается благодаря ветру, набегающего с определенной скоростью на его крылья, так же, как и в случае змея (рис. 4). Сходство со змеем особенно велико в начале полета, потому что планер запускается так же: команда, из четырех или пяти человек, тянет его за веревку, сбегая против ветра вниз с горы. Оторвавшись от земли, летчик дергает спусковой механизм, чем освобождает канат, - и, действуя далее такими же рулями, как на самолете, отправляется в воздушное путешествие.

Следует различать с самого начала чистое планирование, т. - е. полет безмоторного прибора, со снижением или спуском с какой либо возвышенности по прямой линии, а затем парение на месте. Последнее может протекать в различных условиях: или в горной холмистой местности, или на ровном месте при сильном порывистом ветре. В первом случае образуется восходящий поток, так как ветер, встречая препятствия, будет обтекать возвышенность. Птицы или планер, находящиеся в таком потоке, могут подыматься без всякой затраты своих усилий. В равнинных странах птицы «парители», как коршун, ястреб и др., пользуются тем, что по - ученому называется «термическими потоками, т. - е. потоками воздуха, получившимися благодаря нагреванию земной поверхности; здесь воздух идет вверх, как бы в виде столба дыма, птицы улавливают его нервами своих крыльев и используют в нужном направлении.

Теперь несколько слов о том, как развивалось дело безмоторного летания у нас, в России 3).

С первыми же сведениями об успехах заграничного планеризма в 1921 г. в Москве при Военно - Научной Редакции Воздушного флота военный летчик И. А. Валентэй организует планерный кружок под названием «Парящий Полет». Лишь только в 1922 году председателю кружка, летчику К. К. Арсцеулову, удается построить первый планер его системы при непосредственном участии рабочей и учащейся молодежи, объединившейся в кружке. Летом 1923 г. планер был испытан на Ходынке тягой его на буксире от автомобиля, при чем сам Арсцеулов совершил несколько удачных взлетов и спусков, заснятых кино - аппаратом.

В октябре О. Д. В. Ф. СССР организует первое Всесоюзное состязание в Крыму, близ города Феодосии. В испытаниях, имевших целью выяснить лучшие русские конструкции планеров, приняло участие 9 планеров, из коих шесть были построены Обществом Планеристов «Парящий Полет» и остальные - слушателями Академии Воздушного Флота. Наспех организованные испытания, однако, превзошли своим результатом самые смелые ожидания. 18 - го ноября 1923 года был поставлен всесоюзный рекорд продолжительности полета, на планере Арсцеу - лова красвоенлетчик Юнгмейстер продержался над холмами 1 час 2 минуты, сделав за это время более 28 - ми петель, при чем он кругами парил над обрывами вблизи деревни Султановка, где оказалось довольно мощное восходящее течение. Из остальных планеров удачно летал «Буревестник» системы Невдачина; планер Голицынского кружка (Отд. «Парящего Полета») системы Толстых совершил несколько взлетов с пассажиром. Из рабочих планерных кружков участие в состязании приняла лишь организация московского завода тяжелой артиллерии (Мастяжарт), выстроившая оригинальный планер системы Ильюшина (рис. 5). Остальные рабочие кружки, как Богородских фабрик, Наро - Фоминска, Подольска, не успели достроить свои конструкции к началу испытания, тем не менее их представители были на испытании.

Из этого всего вы, ребята, видите как мощно развивается планерное дело и у нас, в Советской России; но что вас больше всего удивит, ребята, так это мое сообщение о том, что во главе пионеров планерного спорта, приступивших к постройке безмоторных самолетов - станет рабочая молодежь подмосковных фабричных районов.

Ее трудами уже осуществлены первые конструкции планеров. Вам, которые, быть может, ознакомившись с моими сообщениями, - возьмутся за организацию планерного кружка, - необходимо знать об этих первых пионерах русского планеризма.

Вот некоторые из них:

1) Ново - Богородский планерный кружок имеет тридцать пять членов РКСМ, возник в июле 1923 года, был организован красвоенлетом И. Н. Виноградовым. Чертежи и конструкции обычного планера - биплана разработаны инж. Ц. А. Г. И. Ушаковым. Второй планер, строящийся кружком - балансирного типа - разработан Антоновым, - предполагается для учебных целей (рис. 6 и 8). На приложенных фотографиях можно видеть различные моменты сборки планеров членами кружка.

2) Подольский кружок, при паро-ремонтном заводе, возник в марте 1923 года при центральном рабочем клубе. Кружок кончает постройку планера - моноплана типа Штуттгарт, с двумя подкосами, под руководством И. Виноградова. Кружок состоит из членов РКСМ и учащейся молодежи В. Т. У; во всех своих начинаниях он встретил и моральную и денежную поддержку от местного клуба. На рис. 7 виден скелет его крыла.

3) Планерный кружок при Наро-Фоминской фабрике возник летом 1923 года и в настоящее время он строит планер - биплан английской конструкции. История образования, развития этого кружка представляет типичный пример энергии и самодеятельности рабочей молодежи. Кружок не встретил почти никакой поддержки со стороны местной администрации.

Члены его, благодаря предприимчивости председателя т. Лебедева, организовали несколько вечеров, давших им средства на постройку планера.

4) Звенигородский кружок при Исполкоме исполняет планер по чертежам кружка «Парящий Полет». Небольшой состав его - члены РКСМ очень энергично ведут работу и надеются в середине лета произвести испытания с соседних холмов. Кроме того, успешно работают кружки в Глухове в Истомкине, Сергиеве, Пушкине и ряде других мест.

Руководство означенными кружками осуществляет центральное общество планеристов «Парящий Полет», который выделяет инструкторов и ведет конструктивную разработку чертежей планеров. Конструктора частью студенты Высшего Тех. Училища и частью инженеры - практики.

Военно - Научное общество Академии Воздушн. Флота ведет работу исключительно в Москве, где им организовано более десятка планерных кружков; в них работает исключительно рабочая молодежь.

Юный планерист - лучший друг воздушного флота. Планерный кружок, как вы сами уж видите, помимо всего имеет громадное воспитательное значение. Рабочая молодежь приобщается к сложным вопросам техники, - из рядов «юных планеристов» будут выходить наши «красные эдиссоны», творцы величайшей в мире социалистической техники.

Как же вот вам, ребята, взяться за организацию планерного кружка?

Рост планеризма в СССР последнее время принял стихийные размеры. Действительно, мало кто из молодежи не мечтает о возможности когда-нибудь полетать. А между тем планер облегчает исполнение заветной мечты: нужны только энергичные руки, энтузиазм «немецкой» молодежи, даже не всегда наличие холмов, так как подыматься на планере можно и с ровной местности, при буксировке его автомобилем или мотоциклом. А еще проще запускать его на веревке в ветер, как змей. Ввиду этого не безынтересно проследить все важнейшие этапы в развитии кружка Воздушного Флота, так как мы надеемся, что наши юные читатели явятся одними из деятельных пионеров планеризма.

Давайте проследимте с вами то, как организовался Ново - Богородский планерный кружок им. Володарского.

- Был прочитан подробный доклад об истории и значении планеризма.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере читайте о нашем гениальном ученом Михаиле Васильевиче Ломоносове, об одном   любопытном эпизоде из далеких времен, когда русский фрегат «Паллада»  под командованием Ивана Семеновича Унковского оказался у берегов Австралии, о  музе, соратнице, любящей жене поэта Андрея Вознесенского, отметившей в этом году столетний юбилей, остросюжетный роман Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.



Виджет Архива Смены