Как мы воспитываем детей

  • В закладки
  • Вставить в блог

В № 7 «Смены» был помещен очерк Крушинского «Размышления у кроватки спящего сына». Очерк ставил, вопрос о том, как надо молодым родителям воспитывать ребят: лаской или наказанием, отдавая в ясли или оставляя дома, и т. д. Редакция получила десятки откликов на этот очерк. Часть из них была напечатана в № 9 «Смены». Сегодня мы печатаем высказывания людей старшего поколения об их отцовском и материнском опыте.

Н. В. Клинова, парторг механического цеха 1-го государственного часового завода

Совет работницы-матери

У меня четверо детей: две дочери и два сына. Дочери работают, а сыновья учатся Старшая, Ольга, - человек, можно сказать, самостоятельный: она уже приобрела квалификацию, вошла во вкус дела и не однажды премирована. Аня тоже за ней тянется. А Георгий и Михаил - еще малыши: один - пионер, учится в пятом классе, другой - октябренок, перешел во второй.

Муж мой умер девять лет назад, так что все заботы о детях легли на мои плечи.

Как же я их воспитывала? Прежде всего, я никогда не била детей, даже если они и заслуживали этого. Я старалась подействовать на них словом, убеждением.

Случилась однажды с самым меньшим сыном, Михаилом, такая история. Отправила я его за хлебом, дала три рубля. Идет это он, а товарищи его и говорят: «Мишка, в кино «Веселых ребят» показывают. Пойдешь?» «Пойду», - говорит. - «А денег где ты возьмешь?» - «Деньги-то есть».

Пошли. Из моей трешки он отдал рубль за билет, за рубль двадцать купил халу, а на восемьдесят копеек полакомился в буфете. После кино домой идти боится. Мы забеспокоились, ударились в розыски. Нет нигде. Наконец, поздней ночью возвращается домой.

Ясно, что другая бы мать без слов набросилась бы на него да такую ижицу прописала, что долго бы помнил. А я отнеслась к этому делу спокойно: стала узнавать, где был. Смотрю: несет чепуху несусветную. У меня, говорит, мальчишки деньги из кармана вытащили. Чувствую, врет. Начала стыдить. А здесь еще дочь помогла. Вместе дознались. Обещал больше так не делать.

И всегда, если мне что-нибудь в поступках детей не нравится, я убеждаю, доказываю им, иду за примером в свою заводскую бригаду.

Бить человека легче всего, а вот убедить труднее. Но зато пользы от этого больше.

Четверо у меня детей, и четыре разных человека: разные у них характеры. Как легко бывает не доглядеть за их интересами, наклонностями.

Вот Ольга. Ей девятнадцать лет. Она взрослая, серьезная и компанию подбирает себе такую, которая больше книгами интересуется, экскурсиями. Она не любит сплетен, праздных разговоров.

Аня - полная ей противоположность. Выйдя во двор, она целый день может просидеть с любой домашней хозяйкой.

Георгий, старший сын, тот самолюбивый: если ему в чем-нибудь перечат, так он быстро обижается. Мне эта сторона его характера страшно не нравится, и я стараюсь подрезать корни ее всеми мерами.

Я часто думаю: откуда у детей не совсем понятные мне поступки, откуда в характере не совсем желательные черточки? Это, скорее всего, от улицы. Уберечь детей полностью от влияния улицы невозможно. Через товарищей, знакомых, путем наблюдений они все равно узнают многое. Но я стремлюсь, чтобы улица не захватила детей в свои руки полностью, чтобы они не стали хулиганами, поножовщиками. И это мне удается. Говорю это не хвастаясь. Это подтвердила и цеховая парторганизация нашего завода, где стоял мой отчет о воспитании детей.

Академик А. Н. Бах

«Ездить верхом, стрелять из лука и говорить правду»

Мои дети воспитывались в Женеве (Швейцария).

Что такое Женева конца прошлого и первых десятилетий настоящего века? Обыкновенный буржуазный европейский город, со всеми нравами и обычаями больших городов. Занимая уже к тому времени видное место в науке, я мог бы устроить своим детям неплохую карьеру. Но карьера молодых людей в буржуазном мире меня не прельщала: мне были чужды их идеалы, праздность. Еще в годы своей молодости из истории я узнал, что древние персы стремились научить своих детей ездить верхом, стрелять из лука и говорить правду. Принципы персидского народа были мне гораздо ближе, чем принципы праздной буржуазии.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены