Как мы воспитываем детей

  • В закладки
  • Вставить в блог

В переводе на свой язык я толковал персов так: надо научить детей выносливости, твердости, воспитать уважение к труду, пробудить желание служить народу и говорить правду.

Я приехал в Россию сразу же после Октябрьской революции. Дети немного опоздали: они перебрались в СССР в 1920 г., за исключением старшей дочери, приехавшей в Россию еще до революции.

Находясь в Женеве, я знал о той трудной борьбе, которую ведет русский пролетариат. Во мне жило глубокое чувство уважения к революционной России, и это чувство я стремился воспитать в детях. Поэтому они при первой же возможности вернулись к себе на родину, в Страну советов.

Все мои дети получили высшее образование.

Лидия, ей сорок два года, - доктор государственного права. Заграницей она защищала диссертацию, а здесь держала экзамен. Теперь она работает журналисткой. Она знает три языка: английский, французский и немецкий.

Вторая дочь, Наталья, - доктор химии.

Третья, Ирина, окончила филологический факультет в женевском университете. Она сейчас научный сотрудник Института Маркса - Энгельса - Ленина. Просиживает на работе целые ночи, и нередко я ее вижу возвращающейся домой в 5 - 6 часов утра.

С малых лет мы приучали детей уважать труд. Я хотя был ученым, но жили мы на грани нужды. Наташа еще в семилетнем возрасте топила печи. Труд в нашей стране стал делом чести. Мои дети любят трудиться на благо своей родины. Вот и я, человек, имеющий за плечами 79 лет, не ухожу в сторону от дела, а руковожу целым институтом.

Очень важно еще обнаружить в детях склонность к чему-либо и эту склонность потом воспитывать. Приглядываясь к детям, мы подмечали, что их интересует. Лидия была формалисткой и пошла по государственному праву. Мы не мешали ей.

Я надеялся, что моя вторая дочь станет химиком по биологии. Наталья интересовалась химией с детства, но она пошла по физической химии.

Третья дочь, как и многие в детстве писала стихи. Когда она выросла, пошла на филологическое отделение, изучила литературу.

Занимался ли я лично воспитанием детей? Обычно этим больше занимается мать. Так было и в нашей семье. Но я никогда не устранялся от своей отцовской обязанности, а чувствовал свою ответственность за воспитание дочерей. И сейчас мне чрезвычайно отрадно, что дети мои - нужные стране люди, преданные ей работники.

З. Я. Седой-Литвин, старый большевик, директор Текстильного техникума

Мой отцовский опыт

Сын у меня родился в дни Октября. Военный человек, я подолгу не заглядывал домой. Михаил рос на глазах матери. Я занялся его воспитанием лишь с окончанием гражданской войны.

Пятилетним ребенком Михаил был развит и смышлен. Он быстро научился читать, пристрастился к книгам. Мне сейчас трудно вспомнить, какой была первая прослушанная или прочитанная им самим книга. Скорей всего, это была сказка, в которой высмеивался муж, ни во что не ставивший труд своей жены. Поменявшись с женой ролями, он стал исполнять ее работу и на каждом шагу терпел сплошные неудачи. История изложена была интересно, увлекательно, и малышу страшно понравилась.

В этот период я всегда старался давать ему как можно больше увлекательного, веселого, изобретал сам, как мог.

Создание между детьми и родителями серьезных товарищеских отношений я считаю одним из краеугольных камней правильного воспитания. Только тогда будет успешно и плодотворно влияние родителей на детей. Подкреплю это примером из своей практики. Учась в шестом классе, Михаил примкнул к группе учеников, ставившей весьма забавную цель - пробраться в Индию и переправить оттуда как можно больше золота на родину. Руководил группой один ученик. И вот что самое любопытное: Михаил как участник группы должен был достать револьвер. Револьвер этот он мог украсть у меня. Но лишь только он подумал об этом, как на сцену выступило чувство уважения к отцу: «Что же, отец мне доверяет, а я его обману?» Так и не взял он у меня револьвера.

Я неоднократно говорил своему сыну и говорю сейчас: «Я даю тебе все, что обязан дать каждый гражданин нашей страны своему ребенку. Но наследством отца ты жить не собирайся. «Капитал» зарабатывай себе сам». И он это понял. Он сейчас простой и скромный юноша, хорошо все время учится. Недавно выдержал экзамен в Бауманский институт.

Что еще удалось мне воспитать в своем сыне? Чувство справедливости. Лицемеров он не терпит.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены