Как изучают мозг

М Папав| опубликовано в номере №273, сентябрь 1935
  • В закладки
  • Вставить в блог

В одном случае они испещряют снимок густым дождем мелких клеток, в другом - виден редкий слой крупных и т. д. Из всех этих совокупностей признаков рождается представление о строении определенного участка коры.

Просматривая под микроскопом срез за срезом, работник Института обнаруживает, что на каком-то срезе картина, ставшая для него привычной, изменилась. Здесь проходят границы. Дальше начинается уже иная сфера влияния, с иным строением клеток.

Таким кропотливым, микроскопическим исследованием мозга удалось обнаружить в его коре до 200 полей, отличающихся своим строением.

Функции некоторых из этих полей уже известны, о других существуют еще малопроверенные догадки, третьи только зарегистрированы современной наукой.

Таким образом, кора мозга, в которой происходят сложнейшие процессы, представляется нам огромным агрегатом, состоящим из отдельных полей, каждое из которых имеет какую-то особую нагрузку. Это подтверждают и интереснейшие опыты Института по получению биотоков. Мозг обыкновенного серого кролика оказывается источником электрических излучений. Токи, излучаемые мозгом, известны уже давно. Но лишь развитие техники позволило сейчас не только уловить эти ничтожные по силе (десятитысячные доли вольта) токи, но даже записать кривую их колебаний.

Кролик лежит на столе, растянутый по горизонтали. Передние и задние лапы его связаны и накрепко прикреплены к столу. Голова захвачена зажимами, мешающими движению. На голове вырезан кусочек шерсти, обнажен череп и часть кости удалена, открывая мозг. Лаборант наклоняется над кроликом и соединяет электрод с поверхностью мозга. Пройдя сильнейший усилитель, этот ток обнаруживает себя на маленькой измерительной шкале, где начинает бегать тоненький луч света, указывая на наличие тока и определяя размах его колебания.

Опыт производят в темноте, потому что токи отводятся со зрительного поля мозга и нужен абсолютный покой для глаз. Но вот у самого носа кролика вспыхивает яркая лампочка - и зрительное восприятие, зафиксированное мозгом, резко нарушает картину. Размах колебаний становится сразу более резким, и луч света начинает носиться из конца в конец шкалы.

Зрительное поле, воспринимающее свет, вышло из состояния покоя. Специальный аппарат - нейерограф - вычерчивает кривые, получаемые от различных полей мозга. Здесь подтверждаются данные микроскопического анализа.

Поля с различным строением клеток дают совершенно разные кривые. Институту в своих опытах удалось обнаружить, что раздражение зрительной области коры не проходит бесследно и для соседних полей: они также дают изменения в своих кривых. Это говорит о том, что работу мозга нужно понимать как какое-то сложное взаимодействие его отдельных полей и нельзя думать, что каждое из этих полей выполняет свои функции совершенно изолированно от других, образуя как бы некое государство в государстве.

В Институте изучается мозг многих выдающихся деятелей Советского союза: здесь находятся мозг Владимира Ильича Ленина; мозг поэта революции Маяковского; мозг Менжинского...

Проблема одаренности и гениальности человеческой личности уже давно интересовала ученых. Когда-то пытались связывать интеллект и одаренность человека с весом его мозга, но такая постановка вопроса явно не выдерживала никакой критики. И если на минуту стать на эту примитивную точку зрения, то окажется, что нет на свете существа более достойного уважения, чем слон: его мозг весит пять кило, хотя это и составляет только 15000 часть общего веса слона. Но если придавать значение этому удельному весу мозга, то и здесь мы получим не менее странные выводы. Грудной младенец окажется значительно интеллектуальнее своего взрослого отца, так как у него удельный вес мозга будет равен 1/7, а у отца - приблизительно 1/40 всего веса. По этому же признаку и крыса (1/28) окажется одареннее человека.

Свое исследование мозга выдающихся людей Институт строит в основном на тех данных, которые приносит ему чрезвычайно длительное и кропотливое исследование отдельных полей мозга под микроскопом.

Умерший дирижер и композитор Сук обладает ярко выраженными музыкальными способностями, и его мозг интересно исследовать именно с этой точки зрения. Известно, что непосредственное отношение к музыкальным способностям и восприятием имеет височная область мозговой коры. Но самое подробное исследование и описание височной области и всех ее полей только композитора Сука никакого ключа к пониманию его одаренности дать не сможет: все познается только в сравнении. Нужно накопить большой материал исследований в этой области, на мозгах людей, не отличавшихся музыкальными способностями, чтобы иметь возможность сравнить с ними результаты исследования мозга композитора Сука. Но этого недостаточно, чтобы по серьезному ответить на вопрос. В мозгу Сука, в его височной области, уже найден ряд характерных для этого мозга особенностей в расположении полей, в их клеточном составе и т. д. Может быть, какой-либо буржуазный ученый, ищя сенсации, сделал бы на одном этом материале какие-нибудь ошеломляющие выводы. Советский ученый строит здание своих выводов на твердом и надежном фундаменте. Иначе оно неизбежно сядет, даст трещины и рухнет от первого же серьезного удара. Вот поэтому, изучив мозг Сука, работники Института изучают параллельно мозг Ипполитова-Иванова, Собинова и других, чтобы отдельные, разрозненные признаки, повторенные на ряде мозгов, получили реальную убедительность научного факта.

Мы знаем и ценим героизм мореплавателя, летчика, строителя, но вряд ли нам приходит в голову назвать героем ученого, просидевшего почти всю свою жизнь в лаборатории и, быть может, так и не разрешившего проблемы, его волновавшей. И, однако, этот человек, подчинивший всю свою жизнь одному всепоглощающему, непобедимому желанию - узнать, достоин этого высокого звания.

Другой ученый придет на его место, прочтет исписанные им страницы, сядет за его микроскоп - и, наконец, так долго не дававшаяся в руки «жар-птица» знания блеснет перед ним своим феерическим крылом.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Н. Г. Помяловский

К столетию со дня рождения. 1835-1935 гг.