Поезд медленно подходит к дебаркадеру. Нет, не так.
Так подходили поезда пятьдесят и больше лет тому назад. Так писал о них Достоевский и другие. Теперь нет уже ни тех, кто так подходил, ни тех, кто так писал.
Теперь, для того, чтобы быть правдивым, сообщение это должно выглядеть так:
«Электрический поезд быстро и в то же время плавно подошел к станции»...
Название станции тоже имеет значение (и в названиях видна эпоха: Сталинград, Ворошиловск). Но для нас важнее то, что вблизи этой станции - комбинат-вуз. Этот комбинат - комбинат дважды. Это комбинат, во-первых, промышленный, во-вторых, учебный. Продукция комбината из бесформенного сырья превращается здесь в аккуратные геометрические формы готового товара.
И люди тоже. Молодые и шумливые фабзайцы, не выходя из стен корпусов, переходят в техникум, втуз, и окончательно отливаются в инженеров.
Мы не станем подробней знакомиться с работой именно этого комбината. У нас нет оснований предпочесть этот комбинат десяткам других таких же, выросших в СССР.
Из того, что мы прибыли в электропоезде, и из обилия комбинатов-вузов можно установить, что с 1931 года прошло уже некоторое время.
Экскурсия эта фантастична. Пусть так. Но фантазия, опирающаяся на план реконструкции, промышленности и транспорта, уже не фантазия. Это - предвидение.
Наш электропоезд результат того, что в плане реконструкции транспорта большое место заняла электрификация.
Комбинаты-вузы растут уже и сейчас. Почему им не разрастись еще более густой сетью? У них для этого есть все основания.
Однако вернемся к 1931 году.
Электропоезда еще должны быть пущены в ход. Многие комбинаты еще предстоит построить. Предстоит еще построить и вузы.
Буржуазная заграница обучает десятки тысяч людей. Она готовит командиров, которые должны указывать, изобретать, отдавать приказания. Другие - те, кто не учатся - будут выполнять эти приказания. Хозяева вводят машины, изобретают, приказывают. Рабочие - работают.
В Советском союзе все должны делать хозяева. Хозяев - миллионы.
Хозяева сами рабочие и поэтому страна велит своим хозяевам научиться владеть техникой, управлять ею, повышать ее.
Она требует, чтобы учились все миллионы, управляющие страной.
Чего стоят сотни буржуазных студентов перед рабочим классом целой страны, атаковавшим науку?
Но тут снова сказывается нехватка. Чтобы получить кадры образованных работников, нужны кадры учителей. И те, и другие нужны, чтобы овладеть техникой. Но не хватает первых и не хватает вторых.
Тогда страна использует технику для овладения техникой.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.