«Истребитель фашизма»

И Кальма| опубликовано в номере №350, декабрь 1941
  • В закладки
  • Вставить в блог

В дымном сумраке огромного депо, среди ослепительных голубых вспышек электросварки, в грохоте молотков и скрежете стали стоит темная громада бронепоезда «Истребитель фашизма».

В дни войны одно из крупнейших московских железнодорожных депо зажило напряженной жизнью. То и дело поступали в ремонт паровозы, нужно было срочно производить сложнейшие ремонтные работы, на которые в мирное время требовалось несколько дней.

Люди в депо работали не покладая рук, точно, быстро, хорошо. Но и молодым и старым рабочим казалось, что в дни великой отечественной войны их работа ничем не отличается от мирного времени. Кругом стремительно бежала жизнь: уезжали на фронт товарищи, сводки приносили весть о продвижении ненавистного врага, вражеские самолеты кружились над Москвой, а здесь, в дело, все также заменяли в танках прогоревшие колосники и пришабривали подшипники дышла.

Транспорт - родной брат Красной Армии, а ремонт паровозов - та же боевая работа, но все же и молодые сварщики Володин и Афанасьев и старик Кузнецов, проработавший в депо тридцать лет, - все чувствовали внутреннее неудовлетворение, смутное желание делать какое - то другое, «по - настоящему» боевое дело.

Хотелось теснее ощутить свою связь с фронтом, непосредственно участвовать в войне.

Однажды в депо зашел работник политотдела и, мечтательно поглядывая на паровоз «ОВ», сказал:

- Товарищи, построим бронепоезд?..

Скупые на выражения удовольствия старики крутили усы и кивали головами. Молодежь, более экспансивная, хлопала друг друга по замасленным коленям:

- Вот это - так дело!

Слесаря, сварщики, механики, сверловщики, токаря, фрезеровщики - все оживились, новая мысль всем пришлась по душе.

Один из южных заводов прислал чертежи. Но на чертежах стояли пометки, что все размеры и изменения должны вноситься на месте производства. - В восемнадцатом году, в гражданскую, помнишь, пригоняли дам с Севера красные бронепоезда? - Алексей Федорович Кузнецов морщит лоб и помаргивает серыми, ястребиными глазами. - Мы тогда с ними много повозились.

Опыт старого машиниста – орденоносца Петра Никитича Басова и заводские чертежи - депо все это соединило, спаяло крепким желанием всего коллектива. Через пятнадцать дней на путях депо стоял белоснежный - под цвет зимы - железный красавец, покрытый толстой, непроницаемой для пуль броней. Пятнадцать дней - неслыханный, небывалый срок! Его назвали «Истребитель фашизма» и отправили на фронт. Провожать бронепоезд явилось все депо: «Истребителем» гордился каждый рабочий.

Прошло всего несколько дней, и вновь в депо стоит паровоз, одетый в железный каркас, уже намечающий формы будущей брони. Это второй бронепоезд, строящийся в депо. И снова с воодушевлением железнодорожники взялись за работу.

Молодой сварщик коммунист Афанасьев трое суток режет железные листы для брони, ползает по листам на коленях. Вспыхивает под его руками голубой огонь, искры рассыпаются по черному полу депо. На лице Афанасьева, маска, похожая на ту, которую надевают фехтовальщики. Он снимает маску: у него воспалились глаза.

- Шел бы отдохнуть, - говорят ему товарищи.

- Какой же теперь отдых? - усмехается Афанасьев - Война кончится, тогда отдохнем. После победы, - прибавляет он и снова надевает маску.

У двух боевых башен много людей. Здесь слесаря - все молодые ребята - завертывают болты, навешивают двери, пригоняют петли, в то время как сварщик Володин заканчивает швы. Боевые башни особенно интересуют молодежь депо.

- Чтоб лепке башня вращалась, чтобы со всех точек била гадов проклятых! - и два белокурых парня старательно припиливают зубья шестерен.

Бригада молодежи - слесарь Барышев, Фомин, Кудрявцев - собирает командирскую рубку, делает щитки со щелями. Первый бронепоезд многому научил их: они знают теперь порядок сборки и монтаж частей. Проходит день, наступает ночь, потом снова день, а они все там же, в депо, у будущей командирской рубки.

Фронт ждет оружия - это знают и чувствуют все в депо. И с огромной любовью куют это оружие для расправы с врагом московские железнодорожники.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере читайте об удивительном человеке, писателе ученом, враче, авторе великолепной хроники «Пушкин в жизни» Викентии Вересаеве, о невероятном русском художнике из далекой глубинки Григории Николаевиче Журавлеве, об основоположнице теории русского классического балета Агриппине  Вагановой, о «крае  летающих собак» - архипелаге Едей-Я, о крупнейшей в Европе Полотняно-Заводской бумажной мануфактуре, основанной еще при Петре I, новый детектив Андрея Дышева «Бухта Дьявола» и многое другое.



Виджет Архива Смены