Источник силы и вдохновения

В Десятерик| опубликовано в номере №1150, апрель 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

Нельзя не отметить, подчеркивал А. В. Луначарский, богатства идеи Владимира Ильича, которой он коснулся, к сожалению, вскользь, что на место муштры, которая проводилась в буржуазном обществе, мы ставим сознательную дисциплину. В сущности говоря, в этом корень так называемой моральной проблемы... В нашем обществе, в нашей школе не должно быть муштры, но это не ради анархо-индивидуализма, не ради распыления под предлогом «свободы», а ради несравненно более прочных, чем все вырабатывающееся муштрой, основ сознательной дисциплины. Какова должна быть форма этой дисциплины? Как воспитать индивид таким образом, чтобы дисциплина эта не была внешним давлением, а внутренним побуждением? И где начинается абсолютное свободное самоутверждение личности? Вот проблемы нашей морали.

И, наконец, такое наблюдение Луначарского. Важно не упустить того важного обстоятельства, что, обращаясь по преимуществу к коммунистической молодежи, Владимир Ильич отнюдь не забывал всей остальной и «звал коммунистическую молодежь... к расширению и требовал от нее большой вербовочной работы». Акцентируя внимание молодежи на этом ленинском положении, Анатолий Васильевич стремится к тому, чтобы оно было до конца понято правильно, ибо любые бросания в ту или другую крайность были бы нежелательны. «...Никогда не станем мы на ту точку зрения, что надо зазывать и излавливать, – подчеркивает А. В. Луначарский. – Никогда не будем мы приглашать на манер Василия Буслаева из былины всех к себе на широкий двор. Для нас вербовать – значит подготовлять, а подготовив, организовывать...

Наша молодежь не может не быть ленинской. А поскольку эта молодежь ленинская, постольку, созревая, она должна дать поколение богатырей, способных на октябрьском фундаменте возвести здание коммунизма».

Сергей Миронович Киров

Если проанализировать выступления перед комсомольцами выдающегося деятеля Коммунистической партии и Советского государства С. М. Кирова, то легко заметить, что он не упускал ни одной возможности, чтобы напомнить юношам и девушкам о ленинских заветах, о необходимости строго следовать им, проводить их в жизнь.

«...Ильич чему учил, в частности, вас, комсомол? – спрашивал С. М. Киров делегатов XII Ленинградской губернской конференции комсомола 4 марта 1926 го да. – Он говорил: если вы, товарищи дорогие, будете замыкаться только в одну коммунистическую литературу, то дело из этого не выйдет, этого мало, а вы должны с кожей и костями влезть в армию труда, в которой вы работаете, должны приобщиться к той сумме общих знаний, которые достались нам от буржуазии, эти знания по-своему переварить, переработать. Это ваша обязанность прежде всего».

В докладе на II Ленинградской областной конференции ВЛКСМ 25 ноября 1929 года Сергей Миронович так же принципиально указывает комсомольцам на недостатки в их работе, на то, что они не всегда последовательно доводят до логического завершения начатые хорошие дела.

«Я хочу напомнить вам то, что говорил о вас Владимир Ильич Ленин. Он говорил, что «Союз коммунистической молодежи должен быть ударной группой». Во всех областях нашей работы мы именно такие требования должны предъявлять комсомолу. Мы знаем, что вы были пионерами очень больших вещей. Вы возродили такую практику в нашей работе, как социалистическое соревнование, ваши бригады проделывают громадную работу, вы сплошь и рядом развертываете широкую инициативу в ряде вопросов. Но есть и изъяны. Часто огромные начинания, великие начинания, до конца у вас полностью не доводятся. Вот навернем, навернем сгоряча, выходит это громко, а проходит известное время, эта группа молодежи остывает, источника питания в общей массе не получает, и дело, которое было ударно вчера, остывает именно потому, что весь комсомол в целом еще недостаточно ударен во всей этой своей инициативе. Но я думаю, что такие вещи исправимы: в основном найти такую молодежь, как коммунистическая молодежь, нигде не найдешь. Мы не найдем людей с большим самопожертвованием, чем наше подрастающее поколение. Но это не дает нам права закрывать глаза на наши недостатки».

Выступая в 1933 году на торжественном заседании комсомольского актива Ленинграда, посвященном пятнадцатилетию со дня основания ВЛКСМ, Сергей Миронович детально останавливается на раскрытии содержания ленинского лозунга «учиться» для комсомольцев тех дней.

«Ленин говорил, что дело складывается таким образом, что комсомол будет настоящим, подлинным, непосредственным строителем коммунистического общества. Если это так было в 1920 году, то тем более верно это положение в 1933 году. Отсюда во всей своей силе и полноте остается и та задача, которую сформулировал Ленин. Эту задачу Ленина можно уложить в одно слово – учиться. Вот если в это простое, как будто бы самое обыкновенное слово вдуматься, если понять, что хотел сказать этим словом, формулируя основные задачи комсомола, Ленин, то станет ясно, что все остальные задачи – большие и малые, сегодняшние и завтрашние, повседневные и принципиальные, – все эти задачи комсомола покрываются в конечном счете одной общей задачей – задачей учиться...» Далее следует пламенное обращение Сергея Мироновича:

«Уверяю вас, товарищи, что, если мы с вами сегодня, в день нашего торжества, дадим настоящую комсомольскую, большевистскую клятву, что каждый из нас, на каком бы фронте или участке работы он ни находился, что каждый из нас действительно будет проводить в жизнь этот лозунг «учиться», уверяю вас, что наша вторая пятилетка даст нам гораздо больше результатов, гораздо больше достижений, чем те, которые мы имели в период первой пятилетки».

В самом конце выступления С. М. Киров еще раз призывает комсомольцев твердо проводить в жизнь ленинские заветы: «И вот, если мы с вами в сегодняшний великий наш праздник условимся бережно, самоотверженно следовать тем указаниям, которые нам даны великим основоположником нашей партии – В. И. Лениным, если мы, независимо от того, на каком участке работы исполняем наши обязанности – будем ли мы полоть огурцы на наших огородах или будем взлетать на чудесных шарах в стратосферу, – если мы будем помнить этот основной завет великого учителя, то мы, товарищи, и впредь будем так же успешно, так же победоносно продолжать великое дело...»

Алексей Максимович Горький

25 сентября 1932 года в Большом театре собралась молодежь, чтобы приветствовать своего любимого писателя в связи с сорокалетием его литературной и революционной деятельности. Что сказать молодым строителям нового общества, как выразить им свою любовь, всю силу искреннего почитания, как донести до их сознания, до их сердец то самое важное, следуя чему каждый из них еще больше сможет обогатить свою жизнь? И Алексей Максимович обращает к залу слова, перекликающиеся с крылатым ленинским заветом поколениям, идущим на смену: «Я призываю молодых соратников моих учиться, как можно больше учиться, узнавать свою страну, знать хорошо, где, что в ней, в чем она нуждается, знать ее прошлое и настоящее и будущее, чтобы иметь представление о том, как и что нужно делать для будущего. Я думаю, неплохой завет: надо учиться!»

Три года спустя в статье «Знать прошлое – необходимо», написанной в дни, когда отмечалось 15-летие ленинского выступления на III съезде РКСМ, А. М. Горький дает совет молодежи еще раз вдуматься в содержание бессмертных наказов вождя, вооружаться ими.

«...Знать прошлое, – подчеркивает писатель, – необходимо, без этого знания заплутаешься в жизни и можешь снова попасть в то грязное, кровавое болото, из которого вывело нас и поставило на широкий прямой путь к великому счастливому будущему мудрое учение Владимира Ильича Ленина. Он учил:

«Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество»...

«Было бы ошибочно думать так, что достаточно усвоить коммунистические лозунги, выводы коммунистической науки, не усвоив себе той суммы знаний, последствием которых является сам коммунизм»...

«Без работы, без борьбы книжное знание коммунизма из коммунистических брошюр и произведений ровно ничего не стоит, так как оно продолжало бы старый разрыв между теорией и практикой, тот старый разрыв, который составлял самую отвратительную черту старого буржуазного общества»...

Нам, а особенно наследнице нашей – молодежи, вооружаться знанием так же необходимо, как вооружаться сталью для отражения наших врагов...»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены