Источник силы и вдохновения

В Десятерик| опубликовано в номере №1150, апрель 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

В этом году исполняется 55 лет с того исторического дня, когда Владимир Ильич выступил на открытии III Всероссийского съезда РКСМ с речью «Задачи союзов молодежи». Эта речь вождя стала подлинно историческим, программным документом марксизма-ленинизма, раскрывающим во всей полноте проблемы коммунистического воспитания подрастающего поколения, задачи его созидательной деятельности на весь период строительства нового общества.

Чтобы донести до ума и сердец юных поколений всю глубину философской мысли, заключенной в ленинском выступлении перед молодежью, многие выдающиеся деятели нашей партии и государства, представители отечественной культуры, науки и искусства в своих статьях, речах и переписке оставили немало ценнейших советов и рекомендаций, как руководствоваться ленинскими заветами в жизни и борьбе.

Ниже публикуется краткий конспект обращений к молодежи в связи с прочтением речи В. И. Ленина на III съезде РКСМ М. И. Калинина, Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, С. М. Кирова, А. М. Горького, Н. К. Рериха, С. Т. Коненкова и Ю. А. Гагарина. Конспект подготовлен журналистом В. Десятериком.

Михаил Иванович Калинин

Заветами по коммунистическому воспитанию называл М. И. Калинин речь В. И. Ленина «Задачи союзов молодежи». Сам он неоднократно ссылался на ленинские мысли, каждый раз привнося что-то сугубо личное в их восприятие и толкование. Приветствуя в декабре 1922 года делегатов III конгресса Коммунистического Интернационала молодежи, Михаил Иванович подчеркивал, что задача «учиться» действительно является для них коренной и основной.

2 октября 1940 года, в тот день, когда исполнялась двадцатая годовщина со времени встречи В. И. Ленина с делегатами III съезда, М. И. Калинин сделал доклад на собрании партийного актива г. Москвы, посвященный проблемам коммунистического воспитания. Начал он его с очень интересного наблюдения. Михаил Иванович пристально всматривался в лица собравшихся, и в памяти его неожиданно возникло одно из важных положений ленинской речи. Тогда, в 1920 году, Владимир Ильич говорил комсомольцам, что вряд ли поколение, воспитанное при капитализме, осуществит задачу создания коммунистического общества. Эта задача ляжет на молодежь. Но ведь в зале и сидят представители того поколения комсомольцев, к которому в свое время обращался Ильич. Сейчас эти бывшие комсомольцы – уже взрослые, они получили опыт жизни, активно участвуют в социалистическом строительстве. Это сопоставление взволновало и обрадовало Михаила Ивановича: «Я вместе с вами аплодирую именно вам – строителям социализма».

Дальше в своем докладе М. И. Калинин убедительно доказал, что поставленные В. И. Лениным на III съезде РКСМ задачи нисколько не утратили своей значимости на данном периоде коммунистического строительства.

«Какие задачи мы ставим на сегодня в качестве основных в области коммунистического воспитания? И есть ли это вообще принципиально новые задачи по сравнению с тем, о чем говорил Ленин на III съезде комсомола двадцать лет назад? – спрашивает он. И отвечает: – Конечно, обстановка в Советском Союзе за это время значительно изменилась. Но, по существу, задачи коммунистического воспитания, поставленные Лениным двадцать лет тому назад, актуальны и для настоящего времени. Не мешало бы почаще напоминать эти задачи тем, кто старается абстрактно воспроизвести черты коммунистического общества. Такие любители «потеоретизировать», помечтать «глубокомысленно» о своеобразных чертах будущего человека, ассоциируя коммунизм с неопределенно хорошим будущим, вкладывают и в коммунистическое воспитание эту отвлеченность. По-моему, это гадание на кофейной гуще, а не проникновение в будущее».

Надежда Константиновна Крупская

Будучи все годы тесно связана с комсомолом и пионерией, Н. К. Крупская в статьях, выступлениях, обширнейшей переписке разъясняла молодежи суть ленинских заветов, подсказывала, как следует постигать идеи, изложенные Владимиром Ильичем, и руководствоваться ими. «Все ребята старших классов, все вожатые и комсорги должны знать эту речь не «для порядку» только, а как руководство к действию», – говорила Надежда Константиновна.

В речи на собрании московского актива комсомола, которое проходило в дни, когда исполнилось десять лет после выступления Владимира Ильича на III съезде РКСМ, Н. К. Крупская высказала принципиально важную мысль о том, что время не только не властно над основополагающими заветами, оставленными вождем молодому поколению, но даже наоборот, эти заветы теперь воспринимаются еще более актуально. И объясняла, почему так происходит. «Эти 10 лет были годами борьбы, – говорила Надежда Константиновна. – За эти 10 лет мы продвинулись значительно вперед во всех областях работы и в смысле организационном и в смысле поднятия всего движения на высшую ступень. Многое из того, что тогда было еще установкой, перспективой, сейчас проводится в жизнь и выступает поэтому гораздо ярче, злободневнее... В настоящее время жизнь так подчеркнула некоторые места этой речи, что теперь она всему комсомолу в целом, чрезвычайно выросшему за эти годы, становится гораздо ближе и понятнее».

Н. К. Крупская на том собрании отмечала и некоторые ошибочные тенденции, возникавшие при толковании отдельных положений .ленинской речи. Она приводит два примера. Так, Владимир Ильич говорил о том, что молодежи надо учиться. Иногда же эти слова выхватывались из общей связи и превращались в шаблонное поучение. Иные педагоги говорили: «Это не ваше дело, вам Ленин говорил, что вам надо еще учиться». Или находились другого рода толкователи, которые, стремясь попасть в вузы, «выйти в люди», устроиться получше, всячески отлынивали от общественных дел да при этом прикрывались рассуждениями: «Ленин ведь нам завещал учиться, учиться и учиться». Развенчивая подобные настроения, Н. К. Крупская прямо заявляла: «...В другом смысле говорил Владимир Ильич. Он говорил об учебе не в том смысле, что надо «продвинуться по лестнице» куда-то выше, а говорил об учебе, которая необходима для того, чтобы научиться строить социализм».

Успехи молодежи на фронтах первых пятилеток вызывали законную гордость и восхищение у Н. К. Крупской. Надежда Константиновна видит, как грандиозное строительство, ударные темпы захватывают молодежь, как с каждым новым достижением страны растет и ее молодая смена. Характерно, что именно в тридцатые годы во многих выступлениях Н. К. Крупской перед молодежью содержится призыв вновь и вновь обращаться к чтению ленинской речи: «Комсомольцы должны проверить себя, еще раз прочитать речь Ильича и зарядиться как следует для большой работы по организации по-новому всей жизни в быту, в работе и учебе».

Каждое новое прочтение ленинской речи, убеждала Н. К. Крупская, очень полезно для юношей и девушек, ибо, «перечитывая ее, комсомольцы вычитывают в этой речи новое, глубже понимают ее».

Анатолий Васильевич Луначарский

Первый нарком просвещения много раз выступал с публичными комментариями положений, изложенных Лениным в речи на III съезде РКСМ. В докладе «Ленин и молодежь», который А. В. Луначарский прочитал в Коммунистическом университете имени Я. М. Свердлова в 1924 году, он охарактеризовал ленинскую речь как блестящую и бездонно глубокую. Когда на следующий год, во время очередного выступления, ему пришлось несколько раз процитировать речь Владимира Ильича «Задачи союзов молодежи», он называет ее гениальнейшей и добавляет: «...Эти слова так мудры, так поучительны, они еще не так полно вошли в жизнь, что их, конечно, нужно не уставать повторять вновь и вновь».

Говоря о важнейших конкретных советах, которые Ленин дал молодежи, А. В. Луначарский особенно подробно останавливается на лозунге «учиться», на задачах овладения культурным наследием, на проблемах сознательной дисциплины. Учиться – это центральный лозунг для молодежи, подчеркивает он в 1926 году в статье, опубликованной «Комсомольской правдой». Анатолий Васильевич так раскрывает смысл ленинского завета: «Учиться – это значит овладеть всей культурой нынешнего дня, той точной наукой, без которой мы не сможем шагу ступить вперед, той техникой, на базе которой мы будем развиваться, той историей – во всей ее совокупности, от истории труда и хозяйства до истории искусства, которая организует человеческий разум и которую мы мощно и сознательно призваны продолжить. Ленин сказал, что без усвоения всей предыдущей культуры нельзя идти вперед.

Конечно, ни один человек не может овладеть всей предыдущей культурой. Ленин имел в данном случае в виду коллектив, все объединенное товарищеское поколение, которое идет за нами и которое продолжит дело старой гвардии большевизма.

Но овладеть культурой нашего времени не значит просто усвоить все знания. Это значит провести их сквозь призму критики сегодняшнего дня».

Весьма поучительны также рассуждения А. В. Луначарского относительно ленинских положений по выработке каждым молодым человеком сознательной дисциплины.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены