Искусство тысячи подлинников

Вл Михайлов| опубликовано в номере №906, февраль 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Но художник разрушает это предубеждение. Его рвущиеся в бой динамичные массы как бы олицетворяют стремительный порыв тех исторических лет. Лавина всадников мчится в Крым, на Врангеля с криком «даешь», другая лавина стремится на запад, отряд сибирских партизан идет в лесах, красноармейский отряд движется в песках Средней Азии. На первый взгляд, многочисленность, хаотичность, но присмотритесь, как все скупо и строго решено: всего несколько конников, и уже впечатление лавины; силуэты елей и пихт символизируют сибирские леса; верблюд, пески - Среднюю Азию, несколько волнистых штрихов - море. Язык графики здесь предельно условен, но и предельно экспрессивен, выразителен.

В центре, среди устремленных в разные стороны фигур, - Ленин и военачальники, выражающие спокойную волю, организующую это движение. Рядом, как бы исполняя полученный приказ, красноармеец садится на коня. Другой всадник с поднятой шашкой летит в бой. В нижнем углу уравновешивающее композицию черное пятно, в нем - павшая лошадь, сникшая фигурка, надпись «голод».

Это как бы мгновенный зрительный образ, всплывающий при воспоминании о тех годах, своеобразная художественная «формула событий», которая при всей своей символике убедительно конкретна. Совмещая воедино разновременные события, художник следует традициям древнерусской графики, рисункам летописных сводов, где на одном листе изображается битва и торжественный въезд победителя в город. Собственно, это произведение и есть своеобразная художественная летопись.

Это также и прекрасное графическое произведение. Про картину, в которой выявлена фактура живописи - цвет, мазок, - говорят, что она живописна. Про эту гравюру хочется сказать, что она очень «гравюрна». Даже немного разбираясь в графической технике, мы уверенно скажем, что это оттиск с деревянной доски. А если мы прежде были хоть немного знакомы с другими листами художника, то безошибочно определим почерк Фаворского, присущие ему черты классической строгости и обобщенности форм.

Мы ограничились лишь двумя эстампами, которые, как нам кажется, дадут представление и о мастерстве художника, и о специфике гравюры на дереве, наконец, об эстампе - произведении искусства, которое получило широкое распространение в наши дни.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены