Искусство спора

опубликовано в номере №903, январь 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Меж ними все рождало споры...» - пишет Пушкин об Онегине и Ленском.

Спорить нам приходится о разных вещах: и о мелочах и о «мировых» проблемах, спорить горячо, часто с «пеной у рта» отстаивать свою правоту, торжествовать победу своего мнения или, наоборот, самолюбиво переживать крушение собственной точки зрения. Во всех случаях спора, разумеется, если он ведется честно, с целью выяснения истины и не переходит в ссору (что тоже бывает), существуют определенные правила, которых так или иначе вынуждены придерживаться спорящие. В изданной у нас в тридцатых годах брошюре «Искусство спорить и острить» эти правила звучат так:

1. Не спорьте по-пустому.

2. В споре не забывайте главного, из-за чего идет спор, не уклоняйтесь в сторону.

3. Не горячитесь, старайтесь спорить спокойно.

4. Относитесь с уважением к чужим мнениям.

5. Отбрасывайте все ненадежные доводы.

6. Свой самый веский довод сберегайте на конец спора.

7. Избегайте обоюдоострых доводов, которые могут быть повернуты против вас самих.

8. Не упускайте случая воспользоваться обоюдоострыми доводами противника.

9. Не старайтесь во всем противоречить оппоненту. Можно согласиться с иными его утверждениями, донажав при этом, что они им неправильно поняты или не имеют прямого отношения к предмету спора.

10. Следите за тем, чтобы в ваших доводах не было противоречий.

Это условия честного спора. Недобросовестные же спорщики часто прибегают к разного рода уловкам и хитростям, чтобы любой ценой выиграть спор. Например, немецкий философ А. Шопенгауэр, специально изучавший искусство спора, насчитал 32 таких уловки. Вот некоторые из них:

- Стараются привести противника в состояние раздражения в расчете на то, что в гневе он будет менее способен правильно рассуждать.

- Противореча во всем противнику, раздражают его до такой степени, что он в запальчивости преувеличивает свое положение, само по себе правильное, и затем опровергают это преувеличение, делая вид, что опровергли первоначальное утверждение.

- Если противник нашел веские доводы, заблаговременно прерывают ход спора или уводят спор в сторону от существа дела.

- Если не удается опровергнуть оппонента убедительными аргументами, обращаются к аудитории, к окружающим, выставляя своего противника или его суждения в самом смешном виде.

- Применяют так называемый аргумент «ad hominum» (к человеку), то есть стараются показать, что утверждения противника находятся в противоречии с его собственным поведением. Например, если человек говорит, что ему не нравится архитектура новых домов, его спрашивают, почему он сам живет в новом доме, и т. п.

- Вместо того, чтобы приводить доказательства, ссылаются на авторитеты. Легче всего опровергнуть противника, ссылаясь на авторитет, к которому он относится с уважением. Причем обычно мнения авторитетов искажаются.

- Сбивают оппонента с толку тонкой иронией, нарочитым признанием своей некомпетентности, говоря, например: «Все это недоступно моему слабому разуму».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены