Мелкие неполадки быта мастерски изображают художники Сойфертис, Семенов и др.
Особо следует выделить те рисунки, острота которых в контрасте между старыми понятиями и новым смыслом, приобретенным этими понятиями. Характерна в этом отношении картинка с подписью: «На окраине где-то города я в рабочей семье родилась...» Картина эта изображает цветущего, прекрасно одетого ребенка на фоне широкой асфальтированной улицы, застроенной многоэтажными домами. Когда-то это называлось рабочей окраиной.
Главная мишень бытовых шаржей - бюрократы, подхалимы, волокитчики, обыватели и прочая дрянь, засоряющая нашу жизнь. Художники расправляются с этими врагами смело, беспощадно и весело.
Посетитель покидает эту замечательную выставку, организованную редакцией «Крокодила», освеженный смехом, обогащенный, готовый к борьбе.
Как уже было сказано, на выставке царит оживление, не всегда свойственное выставкам изобразительных искусств. В чем же причина такой остроты восприятия? Почему доходят эти картины? Может быть, все дело в особенностях жанра?
Но в чем особенности жанра сатиры?
Сатирический портрет-гротеск, как в фокусе, собирает в себе отличительные, характернейшие черты оригинала. Сатирический жанр в целом заостряет и углубляет особенности, которые свойственны, которые должны быть свойственны живописи вообще, всем ее видам: пейзажу, жанру, портрету. Повторяем: должны быть свойственны. На деле - увы! - это не всегда так. И не худо бы пейзажистам, жанристам, портретистам поучиться у наших сатириков тому, что делает их вещи волнующими и доходчивыми: глубокому проникновению в натуру, тщательности художественного отбора, целеустремленности, страсти.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
К 760-летию поэмы Шота Руставели