Второй строительный участок расположен вдоль шоссе, пересекающего Комсомольск. Отсюда видны вершины деревьев на берегу Воложки и за ними, вернее, над ними, далёкие Жигули. Там, на той стороне Волги, известный всей стране Жигулёвск, там роют котлован под здание Куйбышевской ГЭС. Двор участка завален строительными материалами. Рабочие перекладывают их. нагружают на автомашины. У ворот - Доска почёта. Рядом - яркая цветочная клумба. Чуть подальше - на высоком шесте - скворечник с еловой веткой над ним.
На пороге конторы появляется главный инженер участка - высокий молодой человек; Только что состоялось небольшое совещание с прорабами - распределение заданий бригадам на завтра. Теперь можно пройти по участкам. Прежде всего нужно побывать на строительстве базы материально-технического снабжения.
Главным инженером Николай Семизоров работает всего несколько месяцев. Он старожил Комсомольска, приехал на стройку в 1950 году. Сначала был инженером отдела, потом прорабом на строительном участке. Первое время терялся, потому что не знал людей, долго не мог уловить темпа стройки. Когда же ему предложили пост главного инженера, попросту испугался. Всего лишь два года, как он окончил институт, опыта почти никакого, и вдруг такое предложение! Нет!... Но ободрил начальник района: дескать, при чём тут возраст, а опыт - дело наживное, были бы знания. Сразу расширился круг обязанностей. И - странное дело! - молодой инженер почувствовал себя смелей.
Выйдя со двора, поднимаясь на взгорье, Николай вспоминал недавнее... Строили подстанцию. Перед монтажом надо было проверить тридцатипятитонный сердечник трансформатора. Для этого следовало поднять сердечник на специальную вышку. Наблюдая за постройкой вышки, Семи-зорок решил, что она не обладает достаточной прочностью, и доложил об этом главному инженеру строительного района. Тот сначала отнёсся недоверчиво к заявлению Семизорова, но, проверив расчёты, убедился: молодой инженер прав. Пришлось построить новую вышку... Так складывался опыт.
Строительство базы материально-технического снабжения занимало огромную площадку. На ней сооружалось несколько складов. Между ними проложены железнодорожные пути.
Семизоров остановился на травянистом бугре. Хорошо был виден правый берег Волги: в одной долине - Жигулёвск, в другой - селение Маркваши. Там живёт его друг, тоже инженер, Павел Козаченко. Жаль только, что с первого дня они стали работать на разных участках: их разделила Волга!
... Мы идём по строительной площадке. Главный инженер с увлечением рассказывает о делах участка. А когда он умолкает в каком-то светлом раздумье, я спрашиваю:
- Правда ли, что ваш сын Серёжа - первый гражданин города Комсомольска?
- Да, - отвечает он с гордостью. - Серёжа родился в Комсомольске.
Моё поколение строило другой город - Комсомольск-на-Амуре. И там тоже были первые дома, первые свадьбы, первые новорожденные. И всё это в своё время было воспето поэтами, вписано журналистами в книгу истории. Теперь новые годы, новые, более величественные стройки, новые города. Смотришь кругом на то, что сделано за неполных два года, и видишь, как далеко шагнули советские люди, как стремительно движется вперёд к коммунизму наша Родина.
Мне хочется сказать это молодому инженеру, хочется поговорить ещё и о его сыне, о жене, но он, улыбаясь, рассказывает мне о своих друзьях-строителях, опять вспоминает о Павле Козаченко.
- А ещё, - говорит Николай, - есть у меня друг, испанец Верхилио Льянос, инженер...
Русский юноша рассказывает о дружбе с испанцем. В хвое шумит ветер, в долине величественно течёт Волга, ярко пылают флажки на мачтах кранов и стрел.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.